пятница, 26 февраля 2016 г.

Методический приём «Fishbone»



Одной из составляющих профессиональной деятельности педагога является педагогическое проектирование. Успешность данного процесса и создание результативного педагогического проекта зависят от того, насколько тщательно педагог исследовал образовательный процесс с целью поиска актуального круга проблем. Смог ли проанализировать причины возникновения данных проблем и найти пути их разрешения. Развитию у педагогов таких умений способствует использование методического приёма «Fishbone».

«Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет не только выявить, но и разрешить целый круг проблем.

В основе методического приёма лежит схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, которая позволяет наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) – японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Голова – проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. На верхних косточках фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий. Хвост – это выводы, обобщения. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Работа по схеме позволяет педагогам выделить актуальные проблемы в обучении, выявить их причины, подтвержденные конкретными фактами. Это способствует формулированию ими не только лаконичного вывода, а и обозначению содержательных компонентов модели работы по разрешению данной проблемы.
Кафедра дошкольного и начального образования

Комментариев нет:

Отправить комментарий