воскресенье, 27 марта 2016 г.

Взгляд: Будет ли у нас «Индекс запрещённых книг»?

 

   Будет ли у нас «Индекс запрещённых книг»?
     В середине текущего месяца некоторые сайты решили вспомнить о Русской Православной Церкви (с момента последней сенсации – встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска - прошло более месяца) и разместили новость: «В РПЦ предложили убрать из школьной программы рассказы Чехова и Бунина». Неискушённый читатель должен подумать, что собираются убрать все рассказы этих писателей (одна заметка так и называлась: «В России хотят запретить Чехова и Бунина»), а в перспективе, вероятно, и все произведения всех писателей. Это, разумеется, не так.

     На заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства член этой комиссии протоиерей Артемий Владимиров как филолог и писатель высказал личное мнение. «Мы говорили о необходимости возрождать идеал семьи, изрядно потускневший, если не полностью выветрившийся из голов подрастающего поколения, - пишет о.Артемий. - В кратком сообщении я рассказал о своем недавнем общении со старшеклассниками одной из общеобразовательных московских школ. Встреча с учащимися состоялась по просьбе директора. Меня попросили тогда прокомментировать два рассказа («О любви» А.Чехова, «Кавказ» И.Бунина). Дело в том, что в «Поурочном планировании литературы» О.А.Ереминой учителям предлагается рассуждать со школьниками на тему любви, «лодка» которой разбивается о «пошлость, серые будни и мещанство» героев двух упомянутых рассказов. Участники любовных интриг так и не сумели до конца отдаться «свободному чувству», будучи, очевидно, связаны нормами христианской морали, господствовашими в дореволюционной России. По мысли госпожи Ереминой, и, кажется, наших классиков, должно без всякого сомнения жертвовать семьей и детьми ради блудного сожительства, именуемого ими «подлинной любовью», «настоящим, прекрасным чувством»... Как вы догадываетесь, мне не трудно было на этой встрече доказать обратное. Поделившись своими впечатлениями о разговоре с детьми, я предложил комиссии выразить ОЗАБОЧЕННОСТЬ в связи с методическими установками такого рода школьных пособий и предложить Департаменту образования ТЩАТЕЛЬНЕЕ ПОДБИРАТЬ литературные произведения для изучения подрастающим поколением. Классика должна помогать учителю СОЗИДАТЬ семейный идеал, а не разрушать его - при содействии сомнительных методичек и бездумного подхода «специалистов» к вопросам морали и нравственности. «Много шума из ничего» - гениальное произведение Вильяма Шекспира, название которого вполне характеризует освещение главными порталами Mass media работы Патриаршей комисси по семье и материнству» (http://artvladimirov.ru/blog/mnogo-shuma-iz-nichego).
     Т.о., священника пригласили в школу, попросили как эксперта высказаться на заданную тему, что он и сделал, о результате позднее доложил на заседании. Это обычное явление. Мне, например, приходилось писать рецензию на программу школьного факультатива по русской литературе. В рецензии была фраза: «Если брать во внимание личные предпочтения, то я предложил бы не рассматривать повесть Л.Андреева «Иуда Искариот», но включить «Стихотворения Юрия Живаго» из романа Б.Пастернака». Другой священник, протоиерей Андрей Ткачёв, рекомендующий прихожанам читать русскую и зарубежную классику, говорит, что «программа школьного образования находится в диком несоответствии со способностью восприятия души человеческой. И "Парфюмера Зюскенда читать не надо в школе, и "Превращение" Кафки, и "Темные аллеи" Бунина читать не надо в школе, и "Дама с собачкой" под вопросом. Это литература, написанная взрослыми людьми для взрослых людей» (https://elitsy.ru/profile/38400/432624/).
     Высказывание о.Артемия Владимирова прокомментировал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ профессор МГИМО В.Р.Легойда. Думаю, его слова можно отнести и к другим подобным случаям: священник «выразил свое личное негативное отношение к /конкретным/ произведениям русских классиков. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но точка зрения одного священника никоим образом не может рассматриваться как намерение Церкви добиваться исключения из школьной программы тех или иных авторов. Таких планов нет» (http://www.sinfo-mp.ru/14032016.html). Представляется, что на уроках нужно не стесняться давать нравственные оценки поступкам тех или иных персонажей (заостряя воспитательную функцию художественной литературы).
Протоиерей Игорь Овчаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий