вторник, 13 ноября 2018 г.

Советы начинающим ораторам

         Готовимся к олимпиаде

                                                Я ко всем наукам ключ имею, 
                                                Я со всей Вселенною знаком -
                                               Это потому, что я владею
                                               Русским всеохватным языком.
С. П. Данилов 

Советы начинающим ораторам

Очень часто, выступая перед аудиторией, люди строят слишком сложные предложения и используют длинные слова. Во-первых, это может сбить самого выступающего, а, во-вторых, путает слушателей. Так что лучше избегать подобного формата построения речи. Кроме того, нередко начинающие ораторы делают ошибку, употребляя безличные предложения. Такой формат общения с аудиторией может вызвать недоверие, поэтому больше употребляйте определенно-личных местоимений.


Не следуют проявлять нерешительность. Делайте больше утверждений и держитесь самодостаточно. Оценивайте аудиторию правильно, и не используйте сленговые выражения, которые могут не понять ваши слушатели. Продумывайте каждое предложение, каждый тезис, каждую шутку и т.п.

Найдите идеальный баланс между утвердительными и вопросительными предложениями. Разбавляйте свою речь мягкими вставками типа «также»,
«помимо всего прочего» и т.п.
Кроме того, очень часто неумелые ораторы терпят неудачу, не зная как задавать вопросы аудитории. Помните, что если вы хотите вывести ваших слушателей на активный диалог, то в этом вам помогут только открытые вопросы. Поддерживайте зрительный контакт, и тогда ваше выступление будет более ярким и убедительным.

 Рекомендации для учителей по подготовке учащихся к публичным выступлениям и участию в конкурсе ораторского мастерства

Конкурс ораторов — форма аудиторной работы, творческое соревнование в устном высказывании. Это отличная возможность для детей, подростков и молодежи проявить свою творческую активность, развиваться эстетически.
Существует определенная методика проведения подобных мероприятий. Необходимо создать рабочую группу по подготовке и проведению конкурса, составить план подготовки конкурсной программы. Очень важно на подготовительном этапе заручиться поддержкой целевой аудитории и социальных партнеров, позаботиться о рекламе конкурса. В заявке необходимо указать полное название конкурса, какому событию, какой юбилейной дате или теме он посвящен.
Форма конкурса ораторов зависит от количества выбранных номинаций. Выступления оцениваются по следующим параметрам:
– выбор темы (проблемы);
– грамотная речь;
– артистизм исполнения;
– глубина проникновения в образную систему и убедительность.

Критерии оценки могут быть изменены по согласованию с членами жюри конкурса.
В основе подготовки к конкурсу ораторов лежит процесс интеграции таких базовых направлений, как литература, философия и сценическое искусство. Необходимо дать возможность свободного выбора ребёнку (сам выбирает проблему). Если же возникают трудности, то предлагаются варианты. Важно донести до учащегося значимость темы, сосредоточить взгляд на малоизвестных фактах. Затем нужно расставить акценты вместе с учащимся, умело выбрать для использования изобразительно–выразительные средства, делающие речь более образной и необыкновенной.

Культура и техника речи

Следует отметить, что огромное внимание должно быть уделено речевой культуре и технике речи.
Главное место нужно отвести упражнениям, направленным на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, для умения владеть артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Упражнения помогают  детям сформировать правильное произношение, научиться точно и выразительно передавать мысли, развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас.
Предлагаются упражнения:
· «Пастушок». Сначала вдохнуть воздух через нос, потом резко выдохнуть в трубочку. Первое упражнение восстанавливает дыхание, подготавливает к дальнейшей работе.
· «Самолётик». Развести руки в стороны ладонями вверх, поднять голову вверх, глубоко вдохнуть. После чего сделать поворот влево и сказать: «Ж
– ж – ж.» Встать прямо и опустить руки – это отдых перед следующим упражнением.
· «Ветер». Вдохнуть воздух, затаить дыхание, положив руку на левую грудь. В таком положении находиться 30 секунд, затем изо всех сил выдохнуть. Делать можно 2-3раза.
Работе над созданием сценического образа предшествует прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями известных поэтов и
актёров, обсуждение увиденного и услышанного. Нужно отметить, что для данного конкурса ребёнок должен уметь держаться на сцене, 

Комментариев нет:

Отправить комментарий