понедельник, 23 сентября 2019 г.

Как интересно провести урок по русскому языку?

Яркие уроки — это 50% успеха учителя. Занимательность одинаково важна и в младшей школе, и в выпускных классах, поскольку искренняя заинтересованность ученика, как известно, является залогом благополучного обучения. Представляем вам авторскую разработку методиста по русскому языку и литературе Марины Низеньковой: как заинтересовать и замотивировать учеников.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-interesno-provesti-urok-po-russkomu-yazyku/
Конструктор фееричного урока

Некоторые занятия просто обязаны быть фееричными: яркими и эмоциональными. Речь идет о вводных, открытых, показательных уроках. Рассмотрим принципы построения таких занятий (с примерами).
 1. Удивляйте! 
Пример. Игра «Кто придумал слово?»

 Оказывается, привычные слова кто-то придумал, причем относительно недавно! Пусть ученики попробуют соотнести слова из ежедневного обихода и их авторов (известных литераторов). Для цифровизации задания подойдет сервис Learning Apps.
Поэты и писатели
Слова

Искусство
Ф.М. Достоевский
Достоверный

Общество
Н.М. Карамзин
Летчик

Стушеваться
М.В. Ломоносов
Опыт

Предмет
В. Хлебников
Кислота

Моральный
В.К. Тредиаковский
Эпоха

Сцена

2. Сочетайте!
Пример. Что общего между генами и мемами?
Обращение к современным языковым явлениям и сторонним наукам привлекает и увлекает учеников. Казалось бы, какая взаимосвязь межу биологическим носителем наследственности и проявлением поп-культуры? А она есть. Мало того, что ген и мем являются единицами информации — сам термин meme был создан профессором Ричардом Докинзом на основе слов memory – «память» и gene – «ген». Может, ученики знают об этом или смогут догадаться?
3. Есть проблема – есть работа!
Пример. Как меняется современный язык 
В учебнике А. Д. Шмелева для 8 класса рассматривается статья молодой журналистки — рассуждение о языке общения в сети. Прекрасная идея: обсудить с учениками это актуальное для них языковое явление. Что меняется в лексике, фонетике, синтаксисе? Как на изменения реагируют взрослые, сверстники? Что на эту тему думают сами ученики? Какие правила русского языка они соблюдают и не соблюдают, общаясь в интернете? Чтобы развить обсуждение проблемы, можно обратиться к творчеству сетевых поэтов.
4. Вместе весело...
Пример. Проектная работа / работа в группе «Разные языки» 
Снова обратимся к УМК А.Д. Шмелева, 7 класс (обсуждение языка как такового является спецификой этих учебников). Проведите опрос своих одноклассников и родственников. Выясните, представители каких народов попали в вашу опросную группу. К каким языковым семьям относятся родные языки участников опроса? Есть ли среди них представители малочисленных народов? Владеют ли они родным языком? Для выполнения исследования посоветуйте ученикам воспользоваться данными демографических исследований на сайте Института демографии НИУ ВШЭ
Продолжим исследование, сравнив русский с другими языками — например, с татарским (чтобы не идти по простому пути с белорусским и украинским). И обратимся к классике:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
(А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)
Выделенные слова имеют тюркско-татарские корни: Темница — төтән — «десять тысяч». Тужит — тыгыз — «тугой». Волк — буре — «бирюк». Баба Яга — Бабай-ага. Ступа — төп — «пень». Злато — алтын. Кащей — кучу — «переходить», «переезжать».
5. Неожиданный ход!
Пример. Толкование слова 
Не секрет, что некоторые слова в русском языке со временем меняют свои значения или получают в довесок новые толкования. Если спросить учеников, что означает «ночник», они ответят, что это ночная лампа. Для них станет открытием второе, устаревшее разговорное значение: человек, работающий ночью. Многозначность — хорошая тема для небольшого исследования.
А подходящий инструмент: Национальный корпус русского языка. (На этом сайте помещен корпус современного русского языка общим объемом более 600 млн слов. Корпус русского языка — это информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме.
Корпус предназначен для всех, кто интересуется самыми разными вопросами, связанными с русским языком: профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык.)
Сервис позволяет отследить контексты, в которых использовалось слово вплоть до берестяных грамот, и составить график частоты употребления.
Пример. Разговор с Алисой 
В современном мире мы коммуницируем, используя речь, язык, не только с живыми людьми, но и с программами. Разберем относительно новое явление: голосовые помощники. Самый известный из отечественных — Алиса. Почему бы не обсудить, кто такая Алиса? Чьим голосом она говорит? Почему выбрали именно это имя? Каких известных героинь по имени Алиса мы знаем? Какие еще есть голосовые помощники в России и за рубежом? Такой разговор интересен ученику и пятого, и одиннадцатого класса.
 6. Вишенка на торте 
Пример. Вдохновляющая история 
Недавно издание «Мел» рассказало историю девятиклассника из Уфы Нияза Киреева. Он исследовал этимологию слова «голимый» и эту работу оценили ведущие лингвисты страны. Результаты исследования были опубликованы в журнале Института русского языка имени В.В.Виноградова. Примечательно, что школьник учится не в гуманитарном, а в математическом классе, и двигало им простое любопытство.
Подобные примеры побуждают детей углубляться в изучение вопросов вне программы. Разработки увлекательных уроков с сервисом LECTA:
Как появляются многозначные слова

7. Если интересно вам, то детям тоже интересно
Пример. Подборки 
Изучайте развитие русского языка и делитесь наблюдениями с детьми. Вот две интересные авторские подборки, которые вы можете представить на уроке и взять как идею для собственных разработок.

Уроки от авторов корпорации «Российский учебник»
Предлагаем вам темы и материалы для занимательных занятий: вводные уроки из учебников наших авторов. Поскольку это первые главы, вы можете бесплатно просмотреть их в демоверсиях ЭФУ на платформе LECTA и взять на вооружение со всеми сопутствующими цифровыми образовательными ресурсами.
УМК под редакцией А.Д. Шмелева: 

Класс
Тема
5
6
7
8
9

 УМК под редакцией М.М. Разумовской: 
Класс
Тема
5
6
7
8
9

Ученикам важно понимать, что они буду изучать и для чего, и как полученные знания пригодятся им в жизни, а еще – чем полезен предмет прямо сейчас. Отвечая на эти вопросы, вы формируете мотивацию на весь период обучения. Цифровые технологии, модные языковые явления и вдохновляющие истории — вот верные помощники в создании увлекательного контента.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-interesno-provesti-urok-po-russkomu-yazyku/

Комментариев нет:

Отправить комментарий