понедельник, 23 сентября 2019 г.

Учимся осмысленному чтению

Какие стратегии чтения являются эффективными? Пусть 99.5% населения России составляют грамотные люди (согласно статистике), но в современном мире уже мало просто уметь читать и писать. Есть большой запрос на функциональную грамотность и «продвинутые» читательские навыки. Разберемся в терминологии (в ней часто происходит путаница), рассмотрим эффективные стратегии чтения и педагогические приемы из учебников.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/fp-uchimsya-osmyslennomu-chteniyu/

Ситуация чтения: что происходит и зачем об этом задумываться
 Сегодня повсеместно обсуждаются исследования PIRLS и PISA. Первое оценивает читательскую грамотность младшеклассников, их умения понимать и использовать письменную речь. Здесь мы занимаем лидирующие позиции. Второе исследование проверяет, насколько хорошо уже взрослые ребята умеют применять знания – в том числе размышлять над текстами и использовать их для достижения целей. Тут показатели не так высоки: 26-е место по читательской грамотности в 2015 году. Значит, нужны новые подходы в обучении.
Специалисты разделяют современную грамотность на читательскую и функциональную. При этом функциональная грамотность тоже имеет отношение к чтению: в нее входят умения найти информацию в книге или статье, осмыслить полученные данные. Это называется «Функциональное чтение».

Сама ситуация чтения требует ответа на три главных вопроса:
Что? (книгу нон-фикшн, любовный роман, статью в интернете и т.д.)
Зачем? (отвлечься, повысить профессиональный уровень, разобраться в проблемах учеников-подростков и т.д.)
Как? (бегло, вчитываясь, отмечая нужные факты и т.д.)
Разумеется, в обыденной жизни мы редко выбираем стратегию чтения – точнее, определяем ее неосознанно, «на автомате». Но для того, чтобы обучить детей осмысленному подходу к текстам, лучше лишний раз продумать стратегии, то есть приемы для полного освоения материала.
Виды чтения можно представить в форме следующей таблицы.
Вид
Цель
Задания
Просмотровое
Получение общего представления об информации, содержащейся в тексте.
Просмотрите текст и определите…
Просмотрите текст и объясните…
Ознакомительное = беглое
Извлечение основной информации. Выделяется тема, основная мысль, опускаются детали.
Прочитайте и определите главную мысль…
Какая проблема поднимается в тексте?
Изучающее
Полное точное понимание содержания.
Вдумчиво прочитайте текст и разделите на абзацы. Ответьте на вопросы.
Поисковое
Нахождение значимых элементов информации.
Найдите в тексте… Рассмотрим подробнее ключевые понятия в современных методиках обучения чтению, их сходства и различия.

Рассмотрим подробнее ключевые понятия в современных методиках обучения чтению, их сходства и различия.

Технологии продуктивного и смыслового чтения, ТРКМЧП Технология продуктивного чтения – природосообразный способ обучить детей воспринимать и понимать текст, формировать собственный взгляд на автора и содержание. Технология опирается на законы читательской деятельности и конкретные приемы. Она применяется на начальном этапе воспитания читателей, то есть в младших классах.
Смысловое чтение – то, чему мы обучаем детей постарше, в основной школе. Как понятно из названия, речь идет о работе над смыслом текста. Сюда входит принятие коммуникативной задачи, выделение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) – еще одно важное направление. Оно ведет к тому, чтобы школьники научились действовать по принципу: вызов (побуждение) → осмысление (получение новой информации) → рефлексия (рождение нового знания). Что ещё почитать?
Методическая помощь учителю русского языка
Что авторы учебников предлагают
для развития осмысленного чтения

 Реферат, доклад. Учебник «Русский язык» под редакцией А.Д. Шмелева, 8 класс, включает подробные рекомендации по составлению реферата и доклада – в том числе структуру и стандартные конструкции. Правильная организация работы над рефератом и докладом позволяет добиться неожиданных, высоких результатов даже от «средних» учеников. Чтобы увлечь ребенка, помочь ему себя проявить, нужно дать ему интересную тему и источники информации с диаметрально противоположными мнениями, предоставив школьнику возможность определить, сформулировать, аргументировать и презентовать свою точку зрения.
Конспектирование. В учебнике «Русский язык» для 7 класса под редакцией А.Д. Шмелева конспектированию отведен целый параграф. Данный навык полезен, безусловно, и в школе, и в высших учебных заведениях. Конспектирование бывает не только текстовое, но и опорное, в форме схем и таблиц. Предлагаем вам шаблоны электронных конспектов: «Бортовой журнал» и «Дневник».
Несплошной текст. Создание интеллект-карт. УМК А.Д. Шмелева учит работе с разными формами подачи материала. Ученикам предлагается анализировать информацию из таблиц, графиков, интеллект-карт, самим систематизировать свои знания подобным образом. Это умение пригодится ребятам во многих профессиях. Представляем вам несколько сервисов для создания интеллект-карт, инфографик, которые можно использовать в домашних заданиях, исследовательской и проектной деятельности: mind, Mind42, Mindomo, Cacoo. ...
Разные форматы текста. Электронные формы учебников (ЭФУ) включают в себя мультимедийные дополнения, в том числе аудиоприложения, картинки высокого разрешения и таблицы для заполнения. Работа с разными форматами соответствует концепции универсальных умений и обучает ребят действиям, которые им понадобятся в дальнейшей жизни. Предлагаем вам шаблоны таблиц «Плюс-Минус-Интересно» и «Знаю-Хочу узнать-Узнал». ...
План текста. В учебнике для 5 класса под редакцией А.Д. Шмелева широко раскрыта тема структурирования текста. Пример задания: «Представьте, что вам надо написать статью о серфигне. Изложите содержание текста, дополните его, или полностью переделайте материал на основе новой информации». Чтобы работа была максимально актуальна, можно предложить ученикам написать статьи для «Википедии».
Речевые жанры. Эссе. Учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской обращает внимание на эссеистику. В подростковом возрасте школьники обладают уже достаточной массой знаний, умений и жизненного опыта, чтобы создать очерк на волнующую их тему. Важно, чтобы учитель помог эту тему подобрать. Навык написания эссе очень пригодится ученикам при дальнейших аттестациях. Кроме того, им интересно будет со временем перечитать свои работы, написанные в 9 классе, и сравнить их со своими новыми взглядами.
Основная мысль текста. Повторим набившую оскомину аксиому: дети должны уметь вычленять основную мысль. Без этого они не смогут работать ни с учебным текстом, ни с художественным. В учебнике под редакцией М.М. Разумовской для 5 класса есть много тренировочных упражнений, направленных на развитие этого навыка. Например: «Найдите предложения, в которых сформулирована основная мысль», «Выделите те заголовки, в которых содержится основная мысль сочинения».

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/fp-uchimsya-osmyslennomu-chteniyu/

Комментариев нет:

Отправить комментарий