Пять принципов культуры класса
Формирование в классе культуры, способствующей уверенному движению детей к совершенству, требует от учителя освоения навыков в пяти аспектах взаимоотношений с учениками:
1. Дисциплина.
2. Управление.
3. Контроль.
4. Влияние.
5. Вовлеченность.
Дисциплина
В основе определения дисциплины лежит обучение – обучение учеников правильному и успешному способу делать то или иное дело. К сожалению, учителя часто совсем не тратят времени на то, чтобы целенаправленно, шаг за шагом, учить детей тому, какое поведение в классе позволяет гарантировать успех в учебе. Учить дисциплинируя – значит предварительно инвестировать силы и время в обучение своих подопечных тому, как быть эффективным учеником, а для этого, понятно, требуется планирование. Как ваши ученики должны сидеть, выстраиваться в шеренгу, входить в класс, делать записи? Вам придется вкладывать немало сил и времени в масштабные практические занятия, а в рамках планирования четко и безоговорочно определять, какие действия и поведение будут считаться достаточно хорошими для соответствия стандартам. Однако результаты всех этих усилий и предварительных инвестиций в данном направлении бывают поистине потрясающими, потому что, как оказывается, очень многие дети пребывают в «пограничной зоне» школьной культуры: они хотят и готовы делать то, чего от них ожидают, но их надо этому научить.
Управление
Управление представляет собой процесс усиления и укрепления нужной поведенческой модели посредством применения системы дисциплинарных мер и вознаграждений. Учите детей поступать правильно, а не просто устанавливайте дисциплинарные меры на случай, если они поступают неправильно. Чтобы добиться успеха на этой ниве, учитель должен уметь воздействовать на учащихся, убеждая их делать то, что надо, независимо от дисциплинарных мер, а также вдохновлять их и вовлекать в позитивную работу. Кроме того, каждый учитель строит с учащимися взаимоотношения иного рода – не подразумевающие ни вознаграждений, ни дисциплинарных мер и показывающие детям, что они небезразличны ему настолько, что он постарался увидеть в них личности. И он признаёт, что они отличные менеджеры своего класса, отчасти благодаря навыкам, приобретенным в результате обучения.
Контроль
Контроль – это способность заставить кого-то делать то, что вы просите, независимо от дисциплинарных мер и наказаний. Учителя, способные контролировать класс, добиваются успеха потому, что осознают мощь языка и взаимоотношений: они требуют твердо и уверенно, но при этом уважительно, вежливо, а зачастую и ласково. Они показывают, что свято верят в своих учеников. Они заменяют неопределенные и негативные команды вроде «утихомирьтесь» конкретными и конструктивными, например: «Пожалуйста, сядьте на места и начните писать в тетрадях». Их действия свидетельствуют о ясности, целеустремленности, решимости и искренней заботе об учениках. Если учитель способен убедить учеников сделать то, что поможет им добиться результата, значит, он выполняет свою работу.
Влияние
В идеале все учителя должны быть связаны со своими учениками тесными узами и вдохновлять их на то, чтобы каждый из них искренне стремился к цели, которой старается достичь класс. Способность вдохновлять детей на то, чтобы они верили в себя, хотели добиться успеха и усердно трудились ради этого, руководствуясь личными, внутренними мотивами, – это и есть влияние. Это очередной шаг за рамками контроля. Контроль заставляет учащихся делать то, что вы им говорите. Влияние убеждает их захотеть сделать это частицей самих себя, понять, постичь и принять. Убеждая ребенка поверить в себя – то есть хотеть вести себя позитивно, – вы действуете менее явно и заметно, чем когда требуете от него хорошо себя вести.
Вовлеченность
Учителя, мастера своего дела предоставляют своим ученикам массу возможностей заинтересоваться, увлечься чем-то, погрузиться во что-то с головой. Они занимают детей продуктивной, позитивной деятельностью и практически не оставляют им времени на то, чтобы даже подумать о чем-то контрпродуктивном. Слишком уж многое представляется их учащимся важным, интересным и достойным того, чтобы сосредоточить на этом свою энергию.
Чем бы их дети ни занимались, они делают это позитивно, что производит мощнейший вспомогательный эффект. Учителя-мастера занимают учеников продуктивной деятельностью не просто для того, чтобы у тех не оставалось времени отвлечься от задачи, а чтобы через некоторое время они начали относиться к себе как к личностям, занятым позитивной деятельностью. Для этого необходимы искренняя заинтересованность и вовлеченность.
Из книги: Дуг Лемов «Мастерство учителя»
Комментариев нет:
Отправить комментарий