четверг, 10 марта 2016 г.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бондаренко Ирина Анатольевна,
Херсонская специализированная школа I–III ступеней № 24,
учитель высшей категории, учитель-методист

Система тестового контроля знаний, умений и навыков учащихся – один из неотъемлемых компонентов современного образовательного пространства. Тест становится методом педагогического измерения в процессе преподавания любого предмета. Однако стандартизированных тестовых заданий в методике недостаточно, поэтому учитель часто самостоятельно составляет тестовые работы.


Практика показывает, что при составлении тестовых заданий учителя допускают ряд методических ошибок, в результате которых складывается необъективная картина уровня знаний, умений и навыков учащихся. А неправильная диагностика означает неизбежное снижение результатов обучения.
Овладение учителем навыками составления, использования и интерпретации тестовых заданий осложняется тем, что немногие изучали в институте тестологию – прикладную науку о составлении педагогических тестов.
Ниже мы предлагаем некоторые критерии тестологии применительно к тестам по русскому языку и вариант составления контрольной тестовой работы.
Тестовое задание должно быть сформулировано четко и ясно, в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнем развития их лингвистической компетенции. Например, для учащихся 7 класса в тестовом задании по причастному обороту не следует использовать термин «обособленное определение», потому что это понятие вводится в 8 классе.
Все варианты ответов должны быть вероятными и похожими. Если в задании нужно определить строку с причастиями, то в вариантах ответа следует использовать прилагательные, деепричастия, а не числительные или предлоги.
Фразы «Все вышеперечисленное» и «Ничего из вышеперечисленного» не рекомендуется использовать как варианты ответов.
Задания в тесте располагаются группами в зависимости от формата. В начале – задания, предполагающие выбор одного варианта из нескольких, затем – задания с несколькими вариантами ответов, после – задания на установление соответствия и т.д. Сложность тестовых заданий увеличивается с возрастанием порядкового номера.
Как показывает практика, структура проверочного тематического теста по русскому языку может состоять из двух форматов (формат А – выбор одного ответа из трех-четырех возможных, формат В – установление соответствия) и двух частей: задания с отдельными примерами и задания по тексту. Именно вопросы по тексту дают учителю возможность проверить, как воспринимает ученик изучаемое языковое явление во взаимосвязи с другими единицами языка.
Ниже приведем пример контрольной тестовой работы по теме «Имя прилагательное» для 6 класса.
Тематическая контрольная работа
по теме «Имя прилагательное» (тест)
В заданиях № 1-9 среди четырех вариантов ответа ТОЛЬКО ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ. Найдите его.
1. Какое утверждение верно?
А. Краткие имена прилагательные не изменяются по родам и числам
Б. Относительные имена прилагательные не имеют краткой формы
В. Имена прилагательные не имеют окончаний
Г. Притяжательные прилагательные имеют краткую форму и степени сравнения
2. Укажите строку, в которой все имена прилагательные – качественные:
А. Красивый, умный, яростный, школьный
Б. Длинный, яркий, широкий, всесторонний
В. Человеческий, последний, известный, синий
Г. Могучий, мудрый, крутой, вкусный
3. Укажите строку, в которой перечислены формы составной сравнительной степени прилагательных:
А. Менее глубокий, более сильный
Б. Грустнее, радостнее
В. Наиболее серьезный, наименее чуткий
Г. Добрее всех, печальнее всего
4. Укажите строку, в которой все прилагательные пишутся с нн:
А. Со…ый, серебря…ый, льви…ый, умстве…ый
Б. Листве…ый, тума…ый, деревя…ый, овчи…ый
В. Ю…ый, соломе…ый, мужестве…ый, стекля…ый
Г. Дли…ый, глиня…ый, багря…ый, качестве…ый
5. Укажите строку, в которой все прилагательные имеют суффикс -ск-:
А. Казац…ий, француз..ий, скольз…ий, киргиз…ий
Б. Рус…ий, ткац…ий, калининград…ий, немец…ий
В. Украин…ий, январ…ий, голланд…ий
Г. Близ…ий, звер…ий, матрос…ий, грец…ий.
6. Укажите строку, в которой все прилагательные пишутся слитно:
А. (Вагоно)ремонтный, (бледно)голубой, (дальне)восточный
Б. (Двух)этажный, (кисло)молочный, (голубо)глазый
В. (Юго)западный, (русско)немецкий, (русо)волосый
Г. (Мясо)молочный, (темно)зеленый, (железно)дорожный
7. В какой строке указана верная характеристика имени прилагательного
На голубых небесах ни облачка.
А. Н. ф. – голубые
Б. Постоянные катег.: относительное
В. Непост. катег. : употреблено в предложном падеже, во множественном числе
Г. В предложении является дополнением.
8. По какому критерию могут быть объединены имена прилагательные: длинная, радостный, сильную, красивее, удивительною
А. Разряд
Б. Падеж
В. Полная форма
Г. Число
9. В каком предложении допущена ошибка в употреблении прилагательного?
А. Наташа сегодня была более наряднее, чем вчера
Б. У самого синего моря стояла рыбацкая избушка
В. Дружок – очень добрый пес
Г. В утреннем воздухе изредка слышалось птичье пение
Задания №10 – 13 предусматривают установление соответствия. К каждой из четырех строчек информации, обозначенной буквами, подберите один правильный вариант, обозначенный цифрами.
10. Укажите словосочетания:
А С кратким прилагательным 1 Воронье гнездо
Б С относительным прилагательным 2 Золотая пшеница
В С притяжательным прилагательным 3 Книжный магазин
Г Без прилагательного 4 Мой портфель
5 Дорога длинна
11. Установите соответствие между характеристикой прилагательного и примерами:
А Относительное 1 Высока
Б Притяжательное 2 Задумчивый
В Сравнительная простая форма 3 Хуже
Г Краткое 4 Отцов
5 Морской
12. Установите соответствие между названием степеней сравнения и примерами:
А Сравнительная составная 1 Увлекательная
Б Превосходная составная 2 Увлекательнее
В Сравнительная простая 3 Наименее увлекательная
Г Превосходная простая 4 Увлекательнейшая
5 Более увлекательная
13. Укажите предложение с прилагательным в форме
А Сравнительной степени, простая форма 1 Коридор стал ниже
Б Превосходной степени, простая форма 2 Он ехал по широким улицам
В Превосходной степени, составная форма 3 Мудрее всех в семье была бабушка
Г Сравнительной степени, составная форма 4 Это был более богатый человек
5 Он был умнейший человек

Прочитайте текст и выполните задания 14-17, в которых правильным является только один вариант ответа.
1. Снег сошел, оставшись кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. 2. Из-под него выглянула мокрая, теплая земля, полная свежих соков. 3. Над черными нивами вился легкий парок. 4.Лесной воздух наполнился свежим, вкрадчевым и могучим запахом весны. 5.Везде чувствовалась радостная, торопливая, весенняя тревога жизни.

14. Сколько имен прилагательных в тексте?(считаются все формы)
А. 15
Б. 16
В. 14
Г. 12
15. Сколько из них качественных?
А. 14
Б. 13
В. 15
Г. 11

16. В каком предложении допущена орфографическая ошибка в имени прилагательном?
А. 1
Б. 2
В. 4
Г. 5
17. В каких предложениях есть имена прилагательные в творительном падеже?
А. 1, 2
Б. 1, 4
В. 1, 3, 4
Г. 2, 4

Комментариев нет:

Отправить комментарий