среда, 13 апреля 2016 г.

Методическая копилка

Методический прием «Коллекционер» на уроке: описание приема, алгоритм работы, примеры использования на уроках



«Коллекционер» — методический прием интерактивного обучения, который используется на этапе предварительной подготовки к изучению новой темы. Прием может использоваться на уроках по любому предмету. Главное значение приема — возможность установления межпредметных и метапредметных связей, демонстрация практического использования нового знания, возможность показать, насколько тесно связаны обычные привычные вещи и новое знание, которое предстоит проработать во время урока.




Описание приема «Коллекционер»
Этап №1. Собирание коллекции
На этапе подготовки к уроку ученикам дается задание: собрать как можно больше предметов, связанных с будущей темой урока. Например, для урока географии при подготовке к изучению темы  «Международные связи России» можно предложить собирать импортные этикетки и лейблы товаров. Все этикетки вклеиваются в альбом, на контурной карте обозначаются страны, откуда в Россию попал данный товар.



Для урока литературы, к примеру, можно предложить собрать коллекцию портретов писателя или изображения героев литературного произведения. Для урока биологии — коллекцию листьев разных деревьев, коллекцию перьев птиц, камней, водорослей и пр.



Этап №2. Оформление альбома для коллекции
Все предметы коллекции вклеиваются в альбом с обязательным описанием. Описание можно заранее ограничить шаблоном.



Например, ученики собирают предметы или изображения, которые демонстрируют использование нефти в жизни (для урока химии). В альбоме это можно оформить в следующей форме:



Название продукта:
Химическая формула:
Где используется:
Значимость для жизни человека:
Недостатки (вред для природы):
Этап №3. Работа с коллекцией на уроке
Логичнее всего использовать прием для уроков обобщения и закрепления материала. Сам урок можно выстроить в форме брей-ринга, аукциона, деловой игры и пр. Класс можно разделить на группы и попросить каждую подготовить свою презентацию части коллекции.



Дополнительный плюс использования этого приема: у учителя остается объемный и подробный справочник по теме, который можно использовать и на уроках в других классах.



Методический прием «Интеллектуальный ринг» на уроке: описание приема, примеры использования на уроках



Прием «Интеллектуальный ринг» был описан в концепции техники репродукции знаний. Это один из способов опроса учеников, который не просто показывает уровень усвоенности материала, но и способность ученика мыслить ассоциативно, творчески, уметь находить логические связи, проводить «мостик» от давно известного к новому материалу, только что изученному.



Интеллектуальный ринг можно проводить на любом уроке — на этапе актуализации знаний при подготовке к восприятию новой темы, на этапе закрепления материала, на уроках обобщения и структуризации знаний.



Интеллектуальный ринг:
правила приема и примеры использования
Суть приема «Интеллектуальный ринг» проста: ученик представляется в роли боксера, которому нужно выдержать определенное количество ударов. В роли «ударов» — вопросы по теме. То есть, ученику задается определенное количество вопросов (обычно 5), на которые он должен ответить быстро. На раздумывание дается не более трех секунд. Опрос ведется в быстром темпе.



Важно! Естественно, вопросы нужно подбирать конкретные, предполагающие краткий точный ответ. Таким образом, например, легко быстро проверить знание дат, понятий, основных терминов или положений. Можно также предлагать не собственно вопросы, а попросить закончить начатое предложение.



В то же время рекомендуется составлять вопросы в шутливой форме, с юмором. Такие вопросы тоже будут репродуктивные, но уже позволят проверить не только механическую память учеников, но и степень осмысления, понимания темы.



Вопросы можно формулировать в виде загадок, омонимов, анаграмм, шарад. На уроках математики вместо вопросов можно предложить примеры устного счета, шуточные задачки, на уроках физики, химии — попросить исправить неправильные формулы, назвать авторов того или иного закона и пр.



Драмогерменевтика — это… Описание педагогической технологии, алгоритм работы, примеры использования приема на уроках



Драмогерменевтику можно рассматривать даже не как прием, а целое направление в педагогике. Речь идет о синтезе театрального, педагогического и герменевтического таланта педагога, когда его объяснение прочувствовано и тесно переплетается с жизненным опытом и личностным восприятием темы. Если расшифровать сам термин — то в переводе с греческого drama  — «действие» и hermeneutikos — «толкование, разъяснение». То есть, получается, что драмогерменевтика — это «толкование через действие».



Если же рассматривать в прикладном аспекте, то прием драмогерменевтики лучше всего использовать при обучении учеников новым терминам, словам, понятиям.



Как работать с приемом драмогерменевтика на уроке: пример из практики
Полного обоснования и описания технологии пока нет. В методике есть лишь некоторые наработки из опыта учителей, которые еще ждут обобщения. Но в целом алгоритм работы предлагается следующий:



Этап №1. Блуждание по тексту
Вариантов работы на данном этапе много, главное — попросить учеников не увлекаться идеей, композицией текста, его членением на абзацы, анализа. Нужно буквальное понимание самого сюжета, фабулы.



Если речь идет о прозаическом тексте, можно попросить пересказать сюжет своими словами. Если текст поэтический — то можно, к примеру, попросить набросать рисунок, отражающий сюжет. Если ученики не умеют или бояться рисовать — то составить схему расположения главных героев.



Приведем пример использования драмогерменевтики на уроке литературы.



Так, при изучении стихотворения А. Пушкина «Узник», дети на этапе «блуждания по тексту» схематично изображали героев. Вариантов на практике получилась масса:



Тюремный двор, зарешеченное окно, голова узника в окне и улетающий орел;
Стены камеры, орел за окном, прикованный к стене и клюющий мясо, узник, смотрящий вдаль;
Два орла — один в клетке, другой — на свободе. И т.д.
Этап №2. Выявление странностей и многовариативности видения
После того, как каждый ученик представил свое видение текста, детей можно объединить в группы по общности представлений. И предложить каждой группе отстоять свое мнение, обосновать — почему именно так расположены герои, почему орел внутри камеры/снаружи, прикован орел или свободен?



Каждое обоснование желательно подкреплять примерами из жизни, из прочитанного, из усвоенного на других уроках, увиденного по телевизору и пр.



Так, например, ученики на этом уроке вспомнили о том, что рассказывали им на уроках истории об охотничьих птицах — что их не держат на улице, а взаперти. То есть, ученики протянули смысловую цепочку от обычаев соколиной охоты до стихотворения Пушкина.



По той же схеме идет обсуждение каждого слова, предложения стихотворения. Например, в тексте есть строка: «Сижу за решеткой»: Как сидит? На полу? На скамье? На нарах? О ком вообще речь? Кто этот узник? К кому он обращается? Кому рассказывает эту историю?



Следующая строка: «Вскормленный в неволе» — что это значит? Варианты: откормленный, сытый, сам возвращается к хозяину. Почем же тогда орел призывает убежать?



Далее — «кровавую пищу клюет и бросает». Вопросы: кто клюет? Узник или орел? Почему бросает, а не ест? Почему при этом смотрит в окно?



Таким образом, на данном этапе ученики учатся видеть нелепости, странности предъявляемой картины, образов. Учатся отсекать свои фантазии, видеть позицию автора, приходят к пониманию текста через прочувствование каждого слова.



Этап №3. Смена мизансцен
На данном этапе ученики приходят к собственному восприятию всего текста. Можно, например, предложить прочитать текст, обыграть его как в театре, сыграть сценку, изобразить в театре теней.



Возвращаясь к примеру со стихотворением Пушкина, на этом этапе было предложено прочитать стихотворение, представив себя в роли узника.



Ученики пытались прочитать по-разному: с пафосом, обыденно, прозаично, громко крича, с приблатненными интонациями, отрешенно. Кто-то предложил версию, что узник жаждет мести, другие настаивали на том, что узник уже смирился и вообще, свобода для него — это суицид, о чем он и задумывается.



Потом следовало обсуждение: в чем плюсы и минусы такого прочтения. Опять же, нет правильного или неправильного решения. Важно лишь, что каждый ученик открыл это произведение для себя с новой стороны, прочувствовал его, пропустил через призму своего видения. Потому и получилось такое разночтение на интонационном уровне.



Это лишь один из вариантов использования приема драмогерменевтики на уроке. Но каждый учитель может адаптировать прием для своего урока, основываясь на своем видении темы и предлагая свои варианты драматизации текста.



Прием «Бег ассоциаций» на уроке: описание приема, работа с приемом на уроке, примеры использования технологии на разных уроках



Прием «Бег ассоциаций» относится к активным методам обучения. Он позволяет систематизировать полученные знания путем сравнения нового с уже имеющимся опытом. Прием задействует подсознание, чувственную сферу восприятия, а потому способствует более прочному усвоению нового знания, оживляет познавательную деятельность и, в итоге, работает на развитие мотивации к обучению.



Этот прием может использоваться на разных этапах урока. Например, при построении проблемного урока «Бег ассоциаций» может помочь в постановке проблемы. На других уроках метод можно использовать на этапе осмысления нового материала, закрепления. Особенно действенен прием для уроков развития речи, или при использовании для закрепления какой-то языковой формы.



Как работать с приемом «Бег ассоциаций»
1. Класс делится на пары.



2. Задается главная тема урока. В связи с темой ученик называет 2-3 слова, которые ассоциируются у него с названием темы.



Например, при изучении повести Л. Толстого «Детство». Первый ученик называет слова, связанные в его представлении с темой детства: радость, игра, праздник. Задача второго ученика — связать эти ассоциации с содержанием произведения. Если ли в повести описания этих чувств?



На уроке математики, к примеру, прием «Бег ассоциаций» можно использовать при постановке проблемы на уроке. Тема: «Круг». Детям демонстрируются предметы круглой формы: солнце, яблоко, хоровод, блин. Задача учащихся — дополнить ряд предметов по ассоциации с общей формой: кольцо, колесо. Теперь важно связать возникшие ассоциации с чувствами: какие эмоции вызывает движение, например, колеса, кружение в хороводе. Варианты ответов могут быть и такими: свобода, нет препятствий, легкость движения, головокружение.



Несколько по-другому можно построить работу на уроках развития речи. Класс делится на пары. Первый ученик называет два слова, которые никак не связаны между собой. Например, кот и автомобиль. Задача другого ученика: составить предложение, где эти два слова будут связаны: Черный кот сидел на капоте автомобиля.



По такому же принципу можно работать и на уроках иностранного языка, предлагая ученикам связать новые лексические единицы с уже известными, выстраивая ассоциативные ряды и находя связь между ними.



Прием ТРКМ «Кольца Венна» на уроке: описание приема, алгоритм работы с приемом, советы и рекомендации



Прием «Кольца Венна», или «Диаграмма Венна», стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге «Символическая логика». Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. «Кольца Венна» помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.



Как работать с приемом «Кольца Венна»
1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.



Например, на уроке математики можно сравнить понятия разных геометрических фигур — квадрата, ромба, трапеции. На уроке литературы — героев произведения. Например, составить диаграмму Венна, сравнивая членов семьи Ростовых в романе «Война и мир». На уроке обществознания по теме «Мыслители эпохи Просвещения» можно сравнить идеи разных мыслителей, вычленяя общие идеи и уникальные для каждого.



2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.



3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).



Примеры диаграмм Венна



Но, для каждого урока можно выбрать нужное количество колец — в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов.


Читайте также:
RAFT-технология как один из приемов развития критического мышления
Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры
Методический прием «Интеллектуальный ринг» на уроке: описание приема, примеры использования на уроках

Комментариев нет:

Отправить комментарий