Самоанализ урока по ФГОС
Учителю,
помимо знания законов дидактики и опыта использования классического
дидактического инструментария, надежно апробированных приемов и методов
преподавания, необходима информация о том, как правильно
проанализировать свою деятельность на уроке. Модели
самоанализа(самооценки) урока разнообразны. Многообразие форм самооценки
урока связано с целями и условиями этого вида деятельности: самооценка
урока в рамках аттестации педагога; самооценка инновационного
урока, урока по новым технологиям, позволяющая учителю проверить
освоение инновационных идей, приемов и т. п. С какой бы целью не
проводилась самооценка, ее назначение — дальнейшее развитие и
самосовершенствование деятельности учителя.
Приведенная ниже «Карта аспектного анализа и самоанализа урока»
будет полезна педагогам, методистам и заместителям директоров по УВР,
которые осуществляют анализ уроков педагогов. Данная карта позволит
педагогу самостоятельно определить степень соответствия организации
урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку и сделать
вывод о его эффективности. В следующей таблице представлены перечни
действий учителя и их анализ (самоанализ) с точки зрения формирования
основных универсальных учебных действий учащихся основной школы, которые
фиксируются при анализе урока.
Самооценка
собственной педагогической деятельности — важная составляющая работы
учителя в идеологии стандарта. Универсальные учебные действия (УУД)
включают целый перечень умений учащихся, связанных с оценкой их
деятельности. Учитель учит учеников адекватно оценивать свою учебную
деятельность, а значит, сам в полной мере должен уметь оценивать свою
педагогическую деятельность, ее соответствие современным требованиям.
Из книги: Крылова О.Н., Муштавинская И.В.: Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО -http://goo.gl/7fGNLQ
Самоанализ урока по ФГОС
Карта аспектного анализа и самоанализа урока
Параметры урока
|
Критерии оценки
|
Оценивание
|
Определение темы урока.
Постановка целей и задач
|
Учитель сообщает тему. Этап
целеполагания отсутствует
|
0
|
Определение темы и целеполагание осуществляется
только учителем
|
1
|
|
В процессе формулирования темы,
определения цели и задач принимают участие обучающиеся
|
2
|
|
Планирование деятельности.
Осуществление практической деятельности
|
Этап планирования отсутствует.
Деятельность по плану не осуществляется. Учащиеся выполняют ряд задач
|
0
|
Работа ведется по плану,
предложенному учителем
|
1
|
|
Учитель организует планирование обучающимися
способов достижения намеченной цели. Учебные действия осуществляются по
намеченному плану
|
2
|
|
Форма взаимодействия при осуществлении
практической деятельности
|
Применяется фронтальный метод
организации деятельности. Оценка результатов деятельности обучающихся не
осуществляется ни в какой форме
|
0
|
Применяется преимущественно
фронтальный метод организации деятельности. Учитель осуществляет контроль и
коррекцию хода и результатов. Оценка результатов осуществляется только
учителем
|
1
|
|
Учитель организует деятельность
обучающихся, применяя групповой и индивидуальный методы. Обучающиеся
самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию.
Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется
не только учителем, но и обучающимися (самооценка, взаимооценка)
|
2
|
|
Подведение итогов деятельности
|
Подведение итогов деятельности не осуществляется
ни в каком виде
|
0
|
Учитель выясняет у обучающихся,
что они узнали, запомнили
|
1
|
|
Учитель организует рефлексию
|
2
|
|
Формирование УУД
|
В течение всего урока формирование
универсальных учебных действий не организовано учителем, идет работа только
на предметный результат
|
0
|
В течение всего урока педагог лишь
единожды целенаправленно способствовал формированию универсального учебного
действия
|
1
|
|
В течение всего урока педагог
целенаправленно способствовал формированию не менее двух универсальных
учебных действий
|
2
|
|
|
Итого баллов:
|
|
Анализ (самоанализ) действий учителя по формированию УУД
учащихся основной школы на уроке
1. Перечень действий учителя по формированию регулятивных
УУД
|
При помощи
|
Самостоятельно
|
|
Учу определять цель урока
|
|
|
|
Учу определять план действий
|
|
|
|
Учу формулировать алгоритм
выполнения задания
|
|
|
|
Учу действовать по выбранному
плану
|
|
|
|
Учу находить рациональные способы
работы
|
|
|
|
Учу описывать желаемый результат
|
|
|
|
Учу способам самопроверки
|
|
|
|
Учу способам взаимопроверки
|
|
|
|
Другое
|
|
|
|
2. Перечень действий учителя по формированию познавательных УУД
|
При помощи
|
Самостоятельно
|
|
Учу осмысливать, какая информация
нужна для решения задачи
|
|
|
|
Учу искать информацию в разных
источниках
|
|
|
|
Учу читать и составлять графики,
схемы, таблицы, карты
|
|
|
|
Учу создавать модели с выделением
существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической
или знаковосимволической форме
|
|
|
|
Учу решать задачу/проблему разными
способами и выделять наиболее оптимальный
|
|
|
|
Учу называть существенные признаки
объектов и явлений
|
|
|
|
Учу находить в действиях причину
(из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого)
|
|
|
|
Учу анализировать
|
|
|
|
Учу выделять главную мысль
|
|
|
|
Учу обобщать
|
|
|
|
Учу выделять и формулировать
проблему
|
|
|
|
Учу делать выводы
|
|
|
|
Другое
|
|
|
|
3. Перечень действий учителя по формированию коммуникативных
УУД
|
При помощи
|
Самостоятельно
|
|
Учу задавать вопросы/отвечать на
вопросы
|
|
|
|
Учу убеждать другого человека
|
|
|
|
Создаю ситуацию для обсуждения
|
|
|
|
Учу передавать содержание в
сжатом, выборочном или развернутом виде
|
|
|
|
Учу критически относиться к своей
позиции и признавать свою неправоту
|
|
|
|
Учу строить монологическое
высказывание
|
|
|
|
Учу работать в группе
|
|
|
|
Учу. вносить вклад в совместные
действия
|
|
|
|
Другое
|
|
|
|
Из книги: Крылова О.Н., Муштавинская
И.В.: Новая дидактика современного
урока в условиях введения ФГОС ООО –
http://goo.gl/7fGNLQ
Комментариев нет:
Отправить комментарий