вторник, 28 февраля 2017 г.

Алгоритм подготовки, проведения и анализа открытых уроков в современной школе

Поташник, Левит - Освоение ФГОС. Методические материалы для учителя обложка книги 

Стало совершенно очевидно, что прежний опыт проведения открытых уроков себя исчерпал. Открытые уроки стали объектом справедливой иронии сатириков, общества и даже самих детей. Все это приводит к еще большему снижению авторитета учителя и школы как социального института. 

Перейдем к описанию новой технологии. В ней 10 этапов. Для того, чтобы ее осуществить, необходимо обеспечить организационное условие: урок, предшествующий открытому в день его представления, и урок, следующий за открытым, должны быть у учителя свободными от работы в других классах.

1 этап. Характеристика обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса, где будет даваться открытый урок. 


Эти характеристики детей оцениваются учителем, разумеется, в зоне их ближайшего развития. Названное — абсолютно необходимый элемент технологии и обязательная информация, которую учитель сообщает гостям перед проведением открытого урока. 
Необходимо понять, что если эта информация перед открытым уроком отсутствует, то все разговоры директора, его заместителей, учителей школы, представляющей открытые уроки, о личностно-ориентированном образовании в их школе, о дифференциации и индивидуализации обучения, о диагностике личности ребенка в школе и пр. являются ложью. 
Полагаем, излишне доказывать, что любой психолого-педагогический инструментарий, любая методика или технология подбираются под возможности, особенности ребенка. Это сейчас уже не просто самоочевидно, это еще и неукоснительное требование ФГОС. Однако большинство открытых уроков в большинстве школ России проходят без информирования гостей об особенностях детей класса, где будет даваться открытый урок. 
Для тех, кто сочтет, что и без диагностики детей можно поразить гостей эффектными и уже много раз апробированными приемами, мы скажем следующее. Нам неоднократно приходилось присутствовать на традиционных открытых уроках, когда при разборе только что проведенного по старинке учебного занятия кто-то из гостей задавал учителю такие вопросы, как: 
• Скажите, пожалуйста, учитывали ли Вы при подготовке и проведении открытого урока различия детей по функциональной асимметрии полушарий головного мозга? Сколько в классе лево-, сколько правополушарных детей и сколько со смешанным типом восприятия? 
• Как различаются дети по каналам восприятия: сколько среди них преимущественно аудиалов, сколько визуалов, сколько кинестетиков? 
• В какой мере дети владеют главными надпредметными способами учебной деятельности? Сколько детей в этом классе не умеют обобщать, выделять главное существенное, сколько не умеют сравнивать, абстрагировать, классифицировать? 
• Учитывали ли Вы при проектировании открытого урока различия детей по темпераменту: сколько в классе холериков, сколько сангвиников, флегматиков и меланхоликов? (Это имеет значение при групповой работе на уроке). 
Мы были свидетелями полного конфуза учителей, которые пытались дать беспомощные ответы, чтобы хоть как-то спасти лицо свое и школы, но от этой беспомощности еще больше демонстрировали свою профессиональную некомпетентность едва ли не в самом важном вопросе современной практической педагогики. Гости снисходительно молчали, а когда расходились, то было очевидно, что лучше бы такого открытого урока не давать вообще и такого позора не испытывать. Как бы ни была значима корпоративная солидарность, среди педагогов есть современно и хорошо образованные учителя, которых на дешевке (то есть на примитивном) не проведешь. Они хотят и будут задавать вопросы, они сами достаточно компетентны, эрудированны, они дорожат своим временем и, мягко скажем, не в восторге, когда их принимают за лохов, которые, как говорят на молодежном сленге, проглотят все, что ни дадут. 
Представление характеристики класса — большая работа, и выполняется она не специально для проведения современного открытого урока, а, прежде всего, для подготовки качественных уроков на основе ФГОС в течение всего года. Только в этом случае открытый урок может представлять собой обобщение и презентацию прогрессивного опыта учителя. 
Продолжение следует. 
Из книги: Поташник, Левит: Освоение ФГОС. Методические материалы для учителя

Комментариев нет:

Отправить комментарий