Методическая копилка: как подобрать текст диктанта
К подбору текста для диктанта следует отнестись очень внимательно. На что надо обратить внимание?
· Текст должен быть живой и интересный, доступный пониманию детей того возраста, для которого предназначена работа.
· Текст не должен быть слишком длинным. Нормы объема известны, их можно найти в нормативных документах.
Норму для тренирочного диктанта лучше недовыполнить, чем перевыполнить.
Текст не должен быть слишком насыщен правилами.
Для 5 класса довольно 12 различных орфограмм и 3 пунктограмм, в 6 — соответственно 16 и 4, в 7 — 20 и 5, в 8 — 24 и 10, в 9 классе — 24 и 15. Причем словарных и труднопроверяемых среди них должно быть максимум 5 в 5 классе, 7 — в 6 и 7 классах, 10 — в диктантах для более взрослых школьников.
· Рационально подбирать для объяснительных и других обучающих диктантов более трудные тексты, нежели для контрольных.
Критерии оценки диктантов.
· По-прежнему основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Текст контрольного диктанта должен включать:
· - орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которых проверяется в настоящее время;
· - основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее.
· Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта:
класс
|
количество слов в диктанте
|
количество орфограмм
|
количество пунктуационно смысловых отрезков
|
5
|
90-100
|
12
|
2-3
|
6
|
100-110
|
16
|
3-4
|
7
|
110-120
|
20
|
4-5
|
8
|
120-150
|
24
|
10
|
9
|
150-170
|
24
|
15
|
Контрольный диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию обучающимся данного класса. Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами на изученные правила.
(см. программу)
Требования к тексту диктанта
Класс
|
Количество
| |||
слов(самост., служебных)
|
орфограмм
|
пунктограмм
|
слов с непроверяемыми орфограммами
| |
5
|
90-100
|
12
|
2-3
|
5
|
6
|
100-110
|
16
|
3-4
|
7
|
7
|
110-120
|
20
|
4-5
|
10
|
8
|
120-150
|
24
|
10
|
10
|
9
|
150-170
|
24
|
15
|
10
|
10
|
170-190
|
25
|
15
|
10
|
11
|
190-200
|
30
|
18
|
15
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий