четверг, 14 июня 2018 г.

Методическая копилка: как подобрать текст диктанта



К подбору текста для диктанта следует отнестись очень внимательно. На что надо обратить внимание?
·        Текст должен быть живой и интересный, доступный пониманию детей того возраста, для которого предназначена работа.
·         Текст не должен быть слишком длинным. Нормы объема известны, их можно найти в нормативных документах. 


Норму для тренирочного диктанта лучше недовыполнить, чем перевыполнить.
Текст не должен быть слишком насыщен правилами.
 Для 5 класса довольно 12 различных орфограмм и 3 пунктограмм, в 6 — соответственно 16 и 4, в 7 — 20 и 5, в 8 — 24 и 10, в 9 классе — 24 и 15. Причем словарных и труднопроверяемых среди них должно быть максимум 5 в 5 классе, 7 — в 6 и 7 классах, 10 — в диктантах для более взрослых школьников.
·         Рационально подбирать для объяснительных и других обучающих диктантов более трудные тексты, нежели для контрольных.
Критерии оценки диктантов.
·         По-прежнему основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Текст контрольного диктанта должен включать:
·         - орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которых проверяется в настоящее время;
·         - основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее.
·         Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта:
класс
количество слов в диктанте
количество орфограмм
количество пунктуационно смысловых отрезков
5
90-100
12
2-3
6
100-110
16
3-4
7
110-120
20
4-5
8
120-150
24
10
9
150-170
24
15

Контрольный диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию обучающимся данного класса. Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами на изученные правила.
(см. программу)
Требования к тексту диктанта

Класс
Количество

слов(самост., служебных)


орфограмм
пунктограмм
слов с непроверяемыми орфограммами
5
90-100
12
2-3
5
6
100-110
16
3-4
7
7
110-120
20
4-5
10
8
120-150
24
10
10
9
150-170
24
15
10
10
170-190
25
15
10
11
190-200
30
18
15

Комментариев нет:

Отправить комментарий