С целью объективного отражения состояния образования, системного анализа результатов государственной итоговой аттестации и своевременного обеспечения информацией органов государственной власти, осуществляющих управления в сфере образования, Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки были собраны и обработаны результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций, проходивших аттестацию по образовательным программам основного общего образования в 2018 году.
В 2018 году общее количество зарегистрированных выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики составило более 12 000 это на 8, 22 % больше, чем в 2017 году.
К государственной итоговой аттестации допускались обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9-й класс не ниже удовлетворительных).
73 девятиклассникам, являющимся в 2017-2018 учебном году победителями или призерами заключительных этапов Республиканских олимпиад обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, Международных предметных олимпиад, II этапа Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой Академии Наук согласно п. 3.5 Порядка результаты олимпиад и конкурсов-защиты научно-исследовательских работ МАН засчитаны как результаты прохождения государственной итоговой аттестации и выставлена отметка «отлично» по соответствующему предмету. Это больше, чем в 2016-2017 учебном году.
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования включала в себя обязательные письменные экзамены по русскому языку (в форме диктанта) и математике (в форме письменного экзамена), а также один устный экзамен по выбору общеобразовательной организации. Перечень предметов по выбору в 2018 году был такой же, как и в 2017 году: физика, география, биология, литература, история, химия, иностранный язык (английский, немецкий, французский), информатика и ИКТ (в форме устного экзамена по экзаменационным билетам).
Для обучающихся специальных общеобразовательных школ-интернатов (VIII вида) для детей с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация включала один обязательный учебный предмет по трудовому обучению.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации по предмету по выбору общеобразовательных организаций показал, что рейтинг учебных предметов в 2018 году не претерпел больших изменений по сравнению с 2017 годом. Первые три места прочно сохраняют за собой биология, английский язык и литература.
Наибольшей популярностью по-прежнему пользуется биология. Несмотря на снижение в 10,8 %, этот предмет уверенно занимает первое место в общеобразовательных организациях с 33,3% (44,1% — 2017 г.). На втором месте по популярности среди общеобразовательных организаций — английский язык 16,6% (15,3% — 2017 г.). Его рейтинг вырос на 1,3%. На третьем месте — литература 14,5% (10,3% — 2017 г.). Прирост составил 4,2%.
В 2018 году история переместилась с пятого на четвёртое место в рейтинге предметов по выбору и, обогнав географию, набрала 14,4%, добавив 5,9 % к показаниям 2017 года, (8,5% — 2017 г.). Географию выбрали 11,7%, что на 3% больше, чем в 2017 году (8,7% — 2017 г.). Число образовательных организаций, выбравших информатику, возросло на 0,8% и составило 3,3%(2,5% — 2017 г.). Таким образом, обогнав физику и химию, информатика поднялась с восьмого места в 2017 году на шестое в 2018 году.
В текущем учебном году физика, утратив шестое место и 1% среди выбравших её образовательных организаций, с 2,8% стала седьмой в рейтинге популярности (3,8% — 2017 г.). Мизерный прирост в 0,1% не смог поднять химию выше восьмого места с 2,7% (2,6% — 2017 г.). Немецкий и французский языки, соответственно занимают девятое и десятое места с 0,4% (0,3% — 2017 г.) и с 0,2% (0,2% — 2017 г.).
Следует отметить, что популярность предметов по выбору общеобразовательных организаций в разрезе административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики в 2018 году приходится на гуманитарные дисциплины.
Самыми непопулярными предметами являются дисциплины естественнонаучного и математического циклов: химия, физика, информатика и ИКТ.
Показатели успеваемости по обязательным предметам в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018 году существенно не отличаются от показателей 2017 года и составляют 99,99% по русскому языку и 99,99% — по математике (повышение на 0,01%).
Качественные показатели по русскому языку в 2018 году возросли на 2,01% и составили 70,31 % (68,3% — в 2017 году). По математике произошло снижение показателей качества знаний на 1,56%, соответственно 51,74% — в 2018 году и 53,3% — в 2017 году.
Результаты выпускников 9-х классов на экзаменах по обязательным предметам в 2017 г. и 2018 г.
Учебный предмет | Отметки (%) | |||||||||
«1» | «1» | «2» | «2» | «3» | «3» | «4» | «4» | «5» | «5» | |
2017 | 2018 | 2017 | 2018 | 2017 | 2018 | 2017 | 2018 | 2017 | 2018 | |
Русский язык | 0,01 | 0,01 | 0 | 0 | 31,70 | 29,67 | 38,50 | 40,14 | 29,79 | 30,17 |
Математика | 0,02 | 0,01 | 0 | 0 | 46,67 | 48,36 | 36,10 | 32,64 | 17,21 | 19,00 |
Качественные показатели и средняя отметка по обязательным предметам в 2017 г. и 2018 г.
Учебный предмет | Успеваемость, % | Качество знаний, % | Средняя отметка по предмету | |||
2017 | 2018 | 2017 | 2018 | 2017 | 2018 | |
Русский язык | 99,99 | 99,99 | 68,3 | 70,31 | 3,98 | 4,0 |
Математика | 99,98 | 99,99 | 53,3 | 51,74 | 3,71 | 3,70 |
Результаты ГИА по предметам по выбору общеобразовательных организаций в 2018 г.
Учебный предмет | Из них сдали на отметки (%) | Успевае-мость, % | Качество знаний, % | Средняя отметка по предмету | ||||
«1» | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
Физика | 0 | 0 | 38,11 | 33,28 | 28,65 | 100 | 61,89 | 3,91 |
География | 0 | 0 | 31,30 | 33,93 | 34,77 | 100 | 68,69 | 4,03 |
Литература | 0 | 0 | 28,34 | 33,45 | 38,22 | 100 | 71,67 | 4,09 |
История | 0 | 0 | 32,19 | 33,94 | 33,87 | 100 | 67,81 | 4,01 |
Биология | 0 | 0 | 32,06 | 36,13 | 31,81 | 100 | 67,94 | 3,99 |
Химия | 0 | 0 | 30,36 | 41,67 | 27,98 | 100 | 69,65 | 3,97 |
Английский язык | 0 | 0 | 25,99 | 36,98 | 37,03 | 100 | 74,01 | 4,11 |
Немецкий язык | 0 | 0 | 18,75 | 31,25 | 50,00 | 100 | 81,25 | 4,31 |
Французский язык | 0 | 0 | 33,33 | 36,66 | 30,00 | 100 | 66,66 | 3,96 |
Информатика и ИКТ | 0 | 0 | 14,88 | 30,98 | 54,15 | 100 | 85,13 | 4,39 |
Результаты ГИА по предметам по выбору общеобразовательных организаций в 2017 г.
Учебный предмет | Из них сдали на отметки (%) | Успевае-мость, % | Качество знаний, % | Средняя отметка по предмету | ||||
«1» | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
Физика | 0 | 0 | 45,70 | 28,96 | 25,34 | 100 | 54,3 | 3,79 |
География | 0 | 0 | 29,76 | 39,90 | 34,34 | 100 | 70,2 | 4,05 |
Литература | 0 | 0 | 29,36 | 33,88 | 36,76 | 100 | 70,6 | 4,07 |
История | 0 | 0 | 39,00 | 29,40 | 31,60 | 100 | 61 | 3,93 |
Биология | 0 | 0,02 | 30,50 | 35,8 | 33,68 | 99,98 | 69,5 | 4,03 |
Химия | 0 | 0 | 32,57 | 35,20 | 32,24 | 100 | 67,4 | 3,99 |
Английский язык | 0 | 0 | 27,12 | 37,64 | 35,24 | 100 | 72,9 | 4,08 |
Немецкий язык | 0 | 0 | 15,15 | 42,42 | 42,43 | 100 | 84,8 | 4,27 |
Французский язык | 0 | 0 | 14,28 | 19,05 | 66,67 | 100 | 80,9 | 4,28 |
Информатика и ИКТ | 0 | 0 | 6,48 | 30,72 | 62,80 | 100 | 93,5 | 4,56 |
Если проанализировать результаты на экзаменах государственной итоговой аттестации по предметам по выбору в 2018 году с аналогичными результатами 2017 года, становится очевидно, что средняя отметка по ряду предметов в 2018 году стала немного ниже, чем в 2017 году. Снижение в диапазоне от 0,02 до 0,32 балла отмечалось по следующим предметам: география, биология, французский язык, информатика и ИКТ. Наибольшее снижение результатов по сравнению с 2017 годом произошло по информатике (на 0,17) и по французскому языку (на 0,32).
Согласно п.1.6. Раздела I Порядка проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования, обучающиеся государственных специальных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII) вида проходят государственную итоговую аттестацию по учебному предмету «Трудовое обучение».
В 2017 году обучающиеся специальных общеобразовательных школ-интернатов сдавали экзамен по трудовому обучению по следующим профилям:
- Столярное дело.
- Переплетно-картонажное дело.
- Подготовка младшего обслуживающего персонала.
- Сельское хозяйство.
- Швейное дело.
- Художественные промыслы.
- Цветоводство.
- Штукатурно-малярное дело.
В 2018 году профили данного предмета претерпели некоторые изменения. Из имеющегося реестра 2017 года были исключены следующие профили по трудовому обучению: переплётно-картонажное дело, сельское хозяйство, цветоводство, а также был добавлен новый профиль — обувное дело. Таким образом, реестр профилей по трудовому обучению в 2018 году выглядел следующим образом:
- Столярное дело.
- Подготовка младшего обслуживающего персонала.
- Швейное дело.
- Художественные промыслы.
- Штукатурно-малярное дело.
- Обувное дело.
Программа экзамена по трудовому обучению учитывала не только профиль предмета образовательной организации, но и специфику контингента каждого интерната.
Результаты выпускников специальных общеобразовательных школ-интернатов по трудовому обучению в 2018 году
Год | Из них сдали на отметки (%) | Успеваемость, % | Качество знаний, % | Средняя отметка по предмету | ||||
«1» | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
2018 | 0 | 0 | 23,08 | 44,23 | 32,69 | 100 | 76,92 | 3,66 |
2017 | 0 | 0 | 27,7 | 39,5 | 32,8 | 100 | 72,8 | 4,06 |
И хотя средняя отметка по предмету в 2018 году на 0,4 балла ниже, чем в 2017 году и равняется 3,66 (4,06 – в 2017 г.), обучающиеся данных образовательных организаций, в целом, показали неплохие результаты по предмету: успеваемость – 100%, качество знаний – 76,92%, что на 4,12% выше, чем в 2017 году.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации 2018 года позволяет выделить направления, над которыми необходимо работать:
- Образовательным организациям необходимо более ответственно относиться к ведению Реестра результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, во исполнение п. 2 ст. 94 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», чтобы полностью исключить ситуации, когда в Республиканскую службу по контролю и надзору в сфере образования и науки подавались не экзаменационные оценки, а итоговые.
- Государственную итоговую аттестацию должны проходить все категории обучающихся, во исполнение п. 4 статьи 5 и п. 3 статьи 56 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (в формате, соответствующему образовательной программе, по которой осуществлялось обучение). Таким оптимальным форматом могут являться, как, например, в Российской Федерации, ОГЭ – основной государственный экзамен и ГВЭ – государственный выпускной экзамен для oбучaющихся, oсвoивших oбpaзoвaтeльныe пpoгpaммы oснoвнoгo oбщeгo oбpaзoвaния в спeциaльных учeбнo-вoспитaтeльных учpeждeниях зaкpытoгo типa, a тaкжe в учpeждeниях, испoлняющих нaкaзaниe в видe лишeния свoбoды. a тaкжe для oбучaющихся с oгpaничeнными вoзмoжнoстями здopoвья, oбучaющихся дeтeй-инвaлидoв и инвaлидoв, oсвoивших oбpaзoвaтeльныe пpoгpaммы oснoвнoгo oбщeгo oбpaзoвaния.
- Экзаменационные задания должны иметь три уровня сложности (базовый, повышенный и высокий). Такой дифференцированный характер заданий позволит слабому ученику не выполнять задания повышенного и тем более высокого уровня, а сильный ученик не будет ограничен только выполнением заданий базового уровня.
- Разработать программы повышения квалификации работников образования в области оценки качества образования, включающие в себя практические занятия по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания экзаменационных работ по учебным предметам, с целью совершенствования объективного оценивания экзаменационных работ.
- При аттестации педагогов учитывать результаты государственной итоговой аттестации.
- Улучшать материально-техническую базу общеобразовательных организаций.
- Педагогам необходимо осуществлять подготовку к государственной итоговой аттестации не путём «натаскивания» учеников на решения вариантов аналогичных экзаменационным заданиям, а в ходе всего учебного процесса (с 5 по 9-й классы), применяя в своей работе следующие принципы подготовки к экзамену: систематический, тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, временной, контролирующий. И, соответственно, следуя данным принципам, а также, используя современные технологии (информационно-коммуникативные, тестовые, групповые), формировать у обучающихся навыки самообразования, самостоятельной работы, критического мышления, самоконтроля, которые помогут им успешно сдать экзамены.
- Общеобразовательным организациям при выборе предмета необходимо учитывать интересы обучающихся, особенно при наличии в одной параллели 2-х или 3-х классов.
- Образовательным организациям среднего профессионального и высшего профессионального образования активно и систематически проводить профориентационную работу среди обучающихся, что позволит выпускникам осмысленно и ответственно подойти к выбору предметов государственной итоговой аттестации.
- При формировании пунктов проведения экзаменов учитывать принцип оптимизации.
- Активно привлекать общественных наблюдателей в период проведения экз
Комментариев нет:
Отправить комментарий