понедельник, 27 августа 2018 г.

Мониторинг результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2018 году


С целью объективного отражения состояния образования, системного анализа результатов государственной итоговой аттестации и своевременного обеспечения информацией органов государственной власти, осуществляющих управления в сфере образования,  Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки были собраны и обработаны результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций, проходивших аттестацию по образовательным программам основного общего образования в 2018 году.

В 2018 году общее количество зарегистрированных выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики составило более 12 000 это на 8, 22 % больше, чем в 2017 году.
К государственной итоговой аттестации допускались обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9-й  класс не ниже удовлетворительных).
73 девятиклассникам, являющимся в 2017-2018 учебном году победителями или призерами заключительных этапов Республиканских олимпиад обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, Международных предметных олимпиад, II этапа Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой Академии Наук согласно п. 3.5 Порядка результаты олимпиад и конкурсов-защиты научно-исследовательских работ МАН засчитаны как результаты прохождения государственной итоговой аттестации и выставлена отметка «отлично» по соответствующему предмету. Это больше, чем в 2016-2017 учебном году.
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования включала в себя обязательные письменные экзамены по русскому языку (в форме диктанта) и математике (в форме письменного экзамена), а также один устный экзамен по выбору общеобразовательной организации. Перечень предметов по выбору в 2018 году был такой же, как и в 2017 году: физика, география, биология, литература, история, химия, иностранный язык (английский, немецкий, французский), информатика и ИКТ (в форме устного экзамена по экзаменационным билетам).
Для обучающихся специальных общеобразовательных школ-интернатов (VIII вида) для детей с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация включала один обязательный учебный предмет по трудовому обучению.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации по предмету по выбору общеобразовательных организаций показал, что рейтинг учебных предметов в 2018 году не претерпел больших изменений по сравнению с 2017 годом. Первые три места прочно сохраняют за собой биология, английский язык и литература.
Наибольшей популярностью по-прежнему пользуется биология.  Несмотря на снижение в 10,8 %, этот предмет уверенно занимает первое место в общеобразовательных организациях с 33,3% (44,1% — 2017 г.). На втором месте по популярности среди общеобразовательных организаций — английский язык 16,6% (15,3% — 2017 г.). Его рейтинг вырос на 1,3%. На третьем месте — литература 14,5% (10,3% — 2017 г.). Прирост составил 4,2%.
В 2018 году история переместилась с пятого на четвёртое место в рейтинге предметов по выбору и, обогнав географию, набрала 14,4%, добавив 5,9 % к показаниям 2017 года, (8,5% — 2017 г.). Географию выбрали 11,7%, что на 3% больше, чем в 2017 году (8,7% — 2017 г.). Число образовательных организаций, выбравших информатику, возросло на 0,8% и составило 3,3%(2,5% — 2017 г.).  Таким образом, обогнав физику и химию, информатика поднялась с восьмого места в 2017 году на шестое в 2018 году.
В текущем учебном году физика, утратив шестое место и 1% среди выбравших её образовательных организаций, с 2,8% стала седьмой в рейтинге популярности (3,8% — 2017 г.). Мизерный прирост в 0,1% не смог поднять химию выше восьмого места с 2,7% (2,6% — 2017 г.). Немецкий и французский языки, соответственно занимают девятое и десятое места с 0,4% (0,3% — 2017 г.) и с 0,2% (0,2% — 2017 г.).
Следует отметить, что популярность предметов по выбору общеобразовательных организаций в разрезе административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики в 2018 году приходится на гуманитарные дисциплины.
Самыми непопулярными предметами являются дисциплины естественнонаучного и математического циклов: химия, физика, информатика и ИКТ.
Показатели успеваемости по обязательным предметам в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018 году существенно не отличаются от показателей 2017 года и составляют 99,99% по русскому языку и 99,99% — по математике (повышение на 0,01%).
Качественные показатели по русскому языку в 2018 году возросли на 2,01% и составили 70,31 % (68,3% — в 2017 году). По математике произошло снижение показателей качества знаний на 1,56%, соответственно 51,74% — в 2018 году и 53,3% — в 2017 году.
        Результаты выпускников 9-х классов на экзаменах по обязательным предметам                             в 2017 г. и 2018 г.
Учебный предметОтметки (%)
«1»«1»«2»«2»«3»«3»«4»«4»«5»«5»
2017201820172018201720182017201820172018
Русский язык0,010,010031,7029,6738,5040,1429,7930,17
Математика0,020,010046,6748,3636,1032,6417,2119,00

        Качественные показатели и средняя отметка по обязательным предметам                             в 2017 г. и 2018 г.
Учебный предметУспеваемость, %Качество знаний, %Средняя отметка по предмету
201720182017201820172018
Русский язык99,9999,9968,370,313,984,0
Математика99,9899,9953,351,743,713,70

Результаты ГИА по предметам по выбору общеобразовательных организаций в 2018 г. 
Учебный предметИз них сдали на отметки (%)Успевае-мость, %Качество знаний, %Средняя отметка по предмету
«1»«2»«3»«4»«5»
Физика0038,1133,2828,6510061,893,91
География0031,3033,9334,7710068,694,03
Литература0028,3433,4538,2210071,674,09
История0032,1933,9433,8710067,814,01
Биология0032,0636,1331,8110067,943,99
Химия0030,3641,6727,9810069,653,97
Английский язык0025,9936,9837,0310074,014,11
Немецкий язык0018,7531,2550,0010081,254,31
Французский язык0033,3336,6630,0010066,663,96
Информатика и ИКТ0014,8830,9854,1510085,134,39

Результаты ГИА по предметам по выбору общеобразовательных организаций в 2017 г. 
Учебный предметИз них сдали на отметки (%)Успевае-мость, %Качество знаний, %Средняя отметка по предмету
«1»«2»«3»«4»«5»
Физика0045,7028,9625,3410054,33,79
География0029,7639,9034,3410070,24,05
Литература0029,3633,8836,7610070,64,07
История0039,0029,4031,60100613,93
Биология00,0230,5035,833,6899,9869,54,03
Химия0032,5735,2032,2410067,43,99
Английский       язык0027,1237,6435,2410072,94,08
Немецкий язык0015,1542,4242,4310084,84,27
Французский язык0014,2819,0566,6710080,94,28
Информатика и ИКТ006,4830,7262,8010093,54,56

Если проанализировать результаты на экзаменах государственной итоговой аттестации по предметам по выбору в 2018 году с аналогичными результатами 2017 года, становится очевидно, что средняя отметка по ряду предметов в 2018 году стала немного ниже, чем в 2017 году. Снижение в диапазоне от 0,02 до 0,32 балла отмечалось по следующим предметам: география, биология, французский язык, информатика и ИКТ. Наибольшее снижение результатов по сравнению с 2017 годом произошло по информатике (на 0,17) и по французскому языку (на 0,32).
Согласно п.1.6. Раздела I Порядка проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования, обучающиеся государственных специальных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII) вида проходят государственную итоговую аттестацию по учебному предмету «Трудовое обучение».
В 2017 году обучающиеся специальных общеобразовательных школ-интернатов сдавали экзамен по трудовому обучению по следующим профилям:
  1. Столярное дело.
  2. Переплетно-картонажное дело.
  3. Подготовка младшего обслуживающего персонала.
  4. Сельское хозяйство.
  5. Швейное дело.
  6. Художественные промыслы.
  7. Цветоводство.
  8. Штукатурно-малярное дело.
В 2018 году профили данного предмета претерпели некоторые изменения. Из имеющегося реестра 2017 года были исключены следующие профили по трудовому обучению: переплётно-картонажное дело, сельское хозяйство, цветоводство, а также был добавлен новый профиль — обувное дело. Таким образом, реестр профилей по трудовому обучению в 2018 году выглядел следующим образом:
  1. Столярное дело.
  2. Подготовка младшего обслуживающего персонала.
  3. Швейное дело.
  4. Художественные промыслы.
  5. Штукатурно-малярное дело.
  6. Обувное дело.
Программа экзамена по трудовому обучению учитывала не только профиль предмета образовательной организации, но и специфику контингента каждого интерната.
Результаты выпускников специальных общеобразовательных школ-интернатов по трудовому обучению в 2018 году 
ГодИз них сдали на отметки (%)Успеваемость, %Качество знаний, %Средняя отметка по предмету
«1»«2»«3»«4»«5»
20180023,0844,2332,6910076,923,66
20170027,739,532,810072,84,06

И хотя средняя отметка по предмету в 2018 году на 0,4 балла ниже, чем в 2017 году и равняется 3,66 (4,06 – в 2017 г.), обучающиеся данных образовательных организаций, в целом, показали неплохие результаты по предмету: успеваемость – 100%, качество знаний – 76,92%, что на 4,12% выше, чем в 2017 году.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации 2018 года позволяет выделить направления, над которыми необходимо работать:
  1. Образовательным организациям необходимо более ответственно относиться к ведению Реестра результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, во исполнение п. 2 ст. 94 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», чтобы полностью исключить ситуации, когда в Республиканскую службу по контролю и надзору в сфере образования и науки подавались не экзаменационные оценки, а итоговые.
  2. Государственную итоговую аттестацию должны проходить все категории обучающихся, во исполнение п. 4 статьи 5 и п. 3 статьи 56 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (в формате, соответствующему образовательной программе, по которой осуществлялось обучение). Таким оптимальным форматом могут являться, как, например, в Российской Федерации, ОГЭ – основной государственный экзамен и ГВЭ – государственный выпускной экзамен для oбучaющихся, oсвoивших oбpaзoвaтeльныe пpoгpaммы oснoвнoгo oбщeгo oбpaзoвaния в спeциaльных учeбнo-вoспитaтeльных учpeждeниях зaкpытoгo типa, a тaкжe в учpeждeниях, испoлняющих нaкaзaниe в видe лишeния свoбoды. a тaкжe для oбучaющихся с oгpaничeнными вoзмoжнoстями здopoвья, oбучaющихся дeтeй-инвaлидoв и инвaлидoв, oсвoивших oбpaзoвaтeльныe пpoгpaммы oснoвнoгo oбщeгo oбpaзoвaния.
  3. Экзаменационные задания должны иметь три уровня сложности (базовый, повышенный и высокий). Такой дифференцированный характер заданий позволит слабому ученику не выполнять задания повышенного и тем более высокого уровня, а сильный ученик не будет ограничен только выполнением заданий базового уровня.
  4. Разработать программы повышения квалификации работников образования в области оценки качества образования, включающие в себя практические занятия по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания экзаменационных работ по учебным предметам, с целью совершенствования объективного оценивания экзаменационных работ.
  5. При аттестации педагогов учитывать результаты государственной итоговой аттестации.
  6. Улучшать материально-техническую базу общеобразовательных организаций.
  7. Педагогам необходимо осуществлять подготовку к государственной итоговой аттестации не путём «натаскивания» учеников на решения вариантов аналогичных экзаменационным заданиям, а в ходе всего учебного процесса (с 5 по 9-й классы), применяя в своей работе следующие принципы подготовки к экзамену: систематический, тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, временной, контролирующий. И, соответственно, следуя данным принципам, а также, используя современные технологии (информационно-коммуникативные, тестовые, групповые), формировать у обучающихся навыки самообразования, самостоятельной работы, критического мышления, самоконтроля, которые помогут им успешно сдать экзамены.
  8. Общеобразовательным организациям при выборе предмета необходимо учитывать интересы обучающихся, особенно при наличии в одной параллели 2-х или 3-х классов.
  9. Образовательным организациям среднего профессионального и высшего профессионального образования активно и систематически проводить профориентационную работу среди обучающихся, что позволит выпускникам осмысленно и ответственно подойти к выбору предметов государственной итоговой аттестации.
  10. При формировании пунктов проведения экзаменов учитывать принцип оптимизации.
  11. Активно привлекать общественных наблюдателей в период проведения экз

Комментариев нет:

Отправить комментарий