Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 г. в г. Луганске, на Украине. Его отец Иоганн Христиан Даль (1765–1825) был чистопородным датчанином, а мать (полуфранцуженка-полунемка) была дочерью придворной поэтессы у Екатерины II. Отец имел сложную биографию: сначала был учёным библиотекарем Екатерины II, потом врачом в Гатчине при императоре Павле, потом он оказался первым горнозаводским врачом в Петрозаводске. Не прошло и года, как доктор И.Х.Даль был переведён из Петрозаводска в Луганск, чтобы организовать там столь же хорошую горнозаводскую медицину, какую он создал в Петрозаводске. Поэтому автор этого очерка мучительно размышляет, где состоялось закладка того явления, которое потом называлось Владимир Иванович Даль – ещё в Петрозаводске или уже в Луганске. Эти раздумья отнюдь не праздные: доктор В.И.Даль подписывал все свои художественные произведения псевдонимом Казак Луганский, а вдруг он мог бы прославиться как Карел Петрозаводский.
Заслуг В.И. Даля перед страной и миром много. Сначала морской офицер на Черноморском флоте, прославившийся своим хулиганским поэтическим опусом об адмирале, совмещавшим свои прямые обязанности с куда более приятными развлечениями. Разжалованный за это в матросы, Даль стал студентом-медиком, а потом врачом в Дерпте, где творчески общался с несколькими замечательными врачами-труэнтами.
Дальнейшая его судьба была нестандартна. Сначала он инженер, построивший первый в России понтонный мост во время русско-польской войны, чтобы удобнее переплавлять раненых через Вислу. Потом он чиновник для особых поручений при Оренбургском губернаторе, затем один из основателей Российского географического общества. Параллельно В.И. Даль фундаментальный собиратель русского фольклора, автор множества художественных сказок, сборников и поговорок – вот далеко не полный список его заслуг.
Миру – тогдашнему и нынешнему – академик В.И. Даль известен как автор 4-томного словаря русского языка, т.е. как выдающийся лексикограф. Друг Александра Сергеевича Пушкина, которого с В.И. Далем связывало многое – от совместных хулиганских переделок до медицинских и душевных услуг доктора Даля при переходе Пушкина после дуэли в мир иной.
В своём шкафу В.И. Даль до конца своих дней хранил сюртук Пушкина, простреленный Дантесом. Он никогда его не одевал в связи с большой разницей в росте, но всегда держал свою одежду рядом с пушкинской. В день похорон В.И. Даля (1872) сюртук был украден, и насколько известно автору этого очерка, не найден до сих пор
Комментариев нет:
Отправить комментарий