В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться только из тех тем, которые использовались в предыдущие годы (их более полутора тысяч). Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы.
В каждый комплект тем итогового
сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4
«Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6
«Природа и культура в жизни человека».
Сами темы сочинений станут известны за 15 минут до начала экзамена.
Разделы и подразделы
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его
личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому
человеку (окружению), нравственные идеалы
и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее
ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и
традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская
позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы раздела:
связаны с вопросами, которые
человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
нацеливают на рассуждение о
нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о
свободе и ответственности;
касаются размышлений о смысле
жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего
разлада и об угрызениях совести;
позволяют задуматься об образе
жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её
достижения, любви и дружбе;
побуждают к самоанализу, осмыслению
опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять
себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы раздела:
связаны со взглядом на человека как
представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
нацеливают на размышление о
семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных
отношениях и влиянии среды на человека;
касаются вопросов исторического
времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли
личности в истории;
позволяют задуматься о славе и
бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
побуждают рассуждать об образовании
и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном
подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы раздела:
связаны с философскими,
социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
нацеливают на рассуждение об
искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и
научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства
и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
касаются миссии художника и
ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных
открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
позволяют осмысливать роль культуры
в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к
языку, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
побуждают задуматься о
взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии
искусства и новых технологий на человека.
Комплекты тем формируются
отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся
общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
При составлении тем
итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового
сочинения должны:
˗
соответствовать
разделам закрытого банка тем итогового сочинения;
˗
соответствовать
надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на
литературоведческий анализ конкретного произведения);
˗
соответствовать
литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность
широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в
своих рассуждениях);
˗
нацеливать
на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
˗
соответствовать
возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание
сочинения (3 ч 55 мин.);
˗
быть
ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
Темы позволяют участнику
выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих
рассуждениях.
В качестве примера ниже
приведен образец комплекта тем.
Номер темы |
Тема |
111 |
Какую жизненную цель можно
назвать благородной? |
201 |
Могут ли юношеские мечты
повлиять на дальнейшую жизнь человека? |
304 |
Как становятся героями на
войне? |
405 |
Чем важен для современного
человека опыт предыдущих поколений? |
509 |
Почему достижения прогресса,
дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? |
602 |
Реальное и виртуальное
общение: в чём преимущества каждого из них? |
Темы привязаны к
определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть
написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник
вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не
совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема.
Например, рассуждая на тему «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?»
(тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и
рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных
ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об
ответственности человека науки, о научной совести (см. комментарий к разделу
3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий