СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ НА СТОРОНЕ ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ И ШТОЛЬЦА |
Всё-таки сочинение – это уникальная форма работы.
Что выявляет сочинение? Педагогическая наука гласит: «уровень речевой
культуры учащегося, его начитанность, умение рассуждать с опорой на
литературный материал, а также личностную зрелость». Последнее – выявление личности – мне кажется наиболее важным.
Что же выявили прочитанные мною в этом учебном году сочинения? Какие
встают за ними личности, а если шире – кто идёт нам на смену и будет
определять облик России в недалёком будущем?
Для начала отмечу, что сочинения современных школьников очень отличаются
от тех, что писали, положим, мы. (Я, разумеется, имею в виду не
списанные – списанные во все времена одинаковые! – работы, а муки
собственного творчества.)
Современные дети пишут смелее, раскрепощённее, извините за сленг,
отвязнее. Они никого и ничего не боятся: воистину непоротое поколение!
Порой они кажутся инфантильнее и прагматичнее, чем были мы, порой –
искреннее и глубже.
Судите сами.
В сочинении на тему «Кем я хочу быть?» почти все называют профессии
экономист, юрист, работник Газпрома, предполагающие стабильность,
высокий заработок и в конечном счёте личное благополучие. Мы, хотевшие
стать, условно говоря, космонавтами, всё-таки думали о благе страны.
(Поэтому хотя нынешним шестиклассникам и нравится гоголевский Остап,
живший исключительно интересами товарищества, они не осуждают Андрия,
мечтавшего о любви, то есть о личном счастье.)
Особенно другие, чем были мы, сейчас девочки. В сочинении на тему «Что
такое счастье?» (помните, что на эту тему написала героиня фильма
«Доживём до понедельника»? «Я хочу иметь двух мальчиков и двух девочек»)
они заявляют: «Я не хочу сидеть дома и нянчить детей», «Счастье – это
движение, развитие, самореализация, успешность».
Они осуждают Наташу Ростову четвёртого тома – располневшую,
опустившуюся, «плодовитую самку», им – будете смеяться – больше по душе
эмансипе Вера Павловна с её швейным бизнесом, а из пары Обломов –Штольц
они почти единогласно выбирают последнего.
В сочинении на тему «Что такое любовь?» или – как вариант – «О, как
убийственно мы любим» они (в первую очередь опять-таки девочки)
настолько искренни, что становится неловко: как будто подсмотрел в
замочную скважину или подслушал исповедь.
Главное отличие этих сочинений от наших в том, что мы писали о любви как о грядущем, между тем как они – как о случившемся.
Практически у всех старшеклассников опыт любви уже был.
«Любовь – это очень больно, и я больше не хочу». Вот что они вынесли из
этого опыта. (Они вообще очень боятся всякой боли, дискомфорта,
страданий.)
При этом у них обострённое чувство справедливости. Почти все ученики
6-го класса написали, что Дубровский, ставший разбойником, прав и что
они на его месте поступили бы так же.
(Только один ученик написал, что «месть – это тупик».)
А одиннадцатиклассники в сочинениях «Прав ли Блок?» (в смысле: Блок,
принявший революцию и сотрудничавший с ней, Блок – автор статьи
«Интеллигенция и революция») и «Кто идёт впереди двенадцати?» написали,
что, конечно, прав, потому что «революция, несмотря на свою жестокость,
имела целью ликвидировать несправедливость и была неизбежна» и что
впереди двенадцати, разумеется, идёт «Иисус Христос – защитник всех
труждающихся и обременённых».
(И опять-таки только одна ученица написала, что революция – это плохо,
«потому что нельзя счастье одних строить на крови других».)
Я искренне рада, что в школу вернулось выпускное сочинение. Потому что
по большому счёту это сочинение не по литературе. Это сочинение о себе.
А разве не самое важное для человека – разобраться в себе самом?
А «литература – только повод», как когда-то написала я в одном своём стихотворении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий