среда, 25 мая 2016 г.

Образцы творческих заданий к изложениям на ГИА

Ув. коллеги-словесники! Осталось 5 дней до начала первого экзамена на ГИА. 31 мая - русский язык, изложение с творческим заданием.  Предлагаем для ознакомления образцы ответов на творческие задания к изложениям, подготовленные учителями-словесниками. 

Часть вторая







№6
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН

Творческое задание

Напишите подробное изложение.
Порассуждайте над высказыванием Д. Лихачёва о том, что «социальный долг человека – быть интеллигентным». Составьте словесный портрет интеллигентного человека.

Интеллигент – это человек, не только и не столько обладающий специальными знаниями, сколько обладающий развитым духовным и нравственным потенциалом, то есть культурой.
Что такое культура души? Это невозможность отнять кусок хлеба у ребёнка, это невозможность обидеть старика, это невозможность уничтожить творение живописи. Но самое главное – это умение отличать добро от зла и быть проводником добра в обществе, членом которого ты являешься. Это постоянное стремление к тому, чтобы все живущее и окружающее тебя было гармоничным.
Интеллигентность – это результат длительной, кропотливой работы над собой: ежедневного самоконтроля и самовоспитания.   Легко ли это? Нет, нелегко. Но жизненно необходимо.
Дело в том, что злобная реакция на окружающих – это признак душевной и духовной слабости – человеческой неспособности жить в мире и понимании с другими людьми.
Человек, не умеющий понять чувства другого, ждущий от других только плохого, часто обижающийся на всех и вся, – это человек абсолютно несчастный, обедняющий свою жизнь и не дающий жить спокойно другим.
А вот каждый случай проявления терпимого и гуманного отношения является очень важным шагом к  интеллигентности. Научитесь уважать чужую жизнь, как свою собственную, не ущемлять права других, сострадать. И тогда вы сможете утверждать: «Совесть моя чиста».  А жизнь с чистой совестью – дорога к счастью.
Все качества, присущие интеллигентному человеку, а их не перечесть, можно, однако, объединить одним лозунгом: «Уважай других, уважай свою землю, уважай мир вокруг, и ты будешь обязательно счастлив!» Ведь недаром уже на протяжении тысяч лет передаются   несколько простейших правил,  оставленные нам в Библии и Коране, Танахе и Ведах, ведь Тот, кто создавал нас и всю эту земную красоту, так хотел видеть нас счастливыми и здоровыми духом!

 №7
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

 Творческое задание

Напишите подробное изложение.
Порассуждайте над проблемой: актуальны ли сегодня такие понятия, как чувство собственного достоинства и личная честь. Свою точку зрения аргументируйте.

В актуальности таких понятий, как честь и чувство собственного достоинства, можно не сомневаться, ибо эти категории существуют вне времени, они – абсолютны.
Мы точно знаем, что ни один по-настоящему ценный предмет и тем более ни один субъект незаменимы. Испорченная картина не может быть возмещена деньгами или картиной той же стоимости, спиленное любимое дерево – вновь посаженным, потерявшаяся кошка – купленной на рынке другой, и уж конечно, ушедший близкий человек – человеком еще больших достоинств.
Чувство собственного достоинства и заключается в осознании собственной уникальности, бесценности.
С содроганием вспоминается лозунг сталинской эпохи «Незаменимых нет!», которым перечеркивались не только честь и достоинство человека, но и сам Человек. И как важно для каждого из нас, сегодняшних выпускников, что с первых школьных дней в нас развивали индивидуальность,  видели и ценили личность. Именно такое отношение к человеку формирует у него чувство собственного достоинства.
Это чувство подразумевает наличие некого внутреннего спокойствия и уверенности. Оно не подпитывается сравнением с другими и для своего существования не нуждается в бесконечной гонке за успехом и заветным «Я лучше!».
Человек с развитым чувством собственного достоинства не испытывает необходимости доказывать что-то кому-то для того, чтобы утвердиться в своей значимости. Он не предаётся заискиванию и не совершает действий для того, чтобы кому-то угодить.
Важно, что обладающий чувством собственного достоинства, не сомневается в своём праве на достойную жизнь и собственные интересы, но он признает существование таких прав у других и не делает ничего, чтобы ущемить их.
Чувство собственного достоинства не приходит к человеку с его появлением на свет, а формируется и «растет» вместе с ним. Значит, зрелая самодостаточная личность может и обязана управлять этим процессом. Ведь стать лучшей версией себя никогда не поздно, не так ли?
 №8
ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ

Творческое задание

Напишите подробное изложение.
Порассуждайте над вопросами: что такое современный этикет и общегражданский этикет?

Понятие «этикет» возникло в XVIII веке. Но его основные нормы пришли  еще из Древнего Египта (около 2350 г. до н. э.).  В это время появилась книга «Инструкция по поведению». Великий китайский мыслитель Конфуций этикету (ли) отводил важную роль. Ли-этикет, как считал Конфуций, должен был сформировать гармоничные отношения не только  императора и подданных, но и членов каждой простой семьи.
«Красивое поведение» или обходительность очень ценилась в античные времена. Примером  могли служить манеры Юлия Цезаря. Когда у одного человека на трапезе подали вместо свежего старое масло и остальные приглашенные от него отказались, он один ел его даже больше,  чем всегда, дабы не показать, будто он упрекает человека в невежливости или небрежности.
Но доведенные до полнейшего абсурда манеры лондонского и парижского высших кругов подчеркивали все большую пропасть между неимущими и состоятельными слоями и привели к этикетному нигилизму: за ликвидацией буржуазии и дворянства последовало искоренение элементарных правил поведения в обществе.  Так, к примеру, в 20-е годы XX века пожатие рук было объявлено одной из причин распространения  болезней, а женщины считали себя оскорбленными, когда им подавали шубу.
Сегодня на дворе XXI век, но по-прежнему есть место хорошим манерам и джентльменскому поведению.
В использовании этикета есть две стороны, как  у медали. С одной стороны, за умением вежливо разговаривать может скрываться равнодушие, цинизм, высокомерие. С другой, хороший добрый человек иногда не в состоянии реализовать себя в полноценном общении с другими людьми из-за неумения вести себя в обществе, грубых манер, отсутствия такта и чуткости. Часто это наносит моральный ущерб и ему самому, и окружающим. Поэтому знание этикета жизненно необходимо любому человеку.


№9
САД
             Творческое задание 
 Напишите подробное изложение.
Если бы и у вас появилась возможность вырастить свой сад, то каким бы он был, кто бы стал гостем этого сада и почему?

Конечно, лестно продолжить традицию великого писателя и украсить землю  садом, который бы стал отражением твоей личности. Воспользовавшись технологией «вечной весны», я бы все-таки постарался быть оригинальным и создал бы сад-настроение.
Для встреч со своими родными, для душевных неспешных разговоров я создал бы уголок с беседкой, увитой оранжевыми граммофончиками кампсиса. Маленький саженец этого растения за один-два года превращается в шикарную древовидную лиану от трех до пяти метров длиной. У беседки я посадил бы любимые мамой чайные розы и душистый табак. Аромат цветов добавил бы свой нежный оттенок семейному  вечернему чаепитию.
Для шумных встреч с друзьями я бы скопировал лесную поляну хвойного леса, оставив в центре место для костра. В жаркий полдень и в прохладный вечер ничто не сравнится с терпким, целебным  ароматом хвои. А цветы в густую траву нужно высадить неброские, хорошо знакомые с детства: ромашку, васильки, колокольчики, ландыши. Только представьте себе: веселая беседа, шутки, розыгрыши, смех – а вечером песни у костра, печеная картошка с дымком… Красота!
Но бывают минуты, когда человеку, как воздух, необходимо одиночество. То ли нужно разобраться в самом себе, в своих поступках, то ли просто ощутить себя частью этого огромного мира и найти свое место в нем. Для таких моментов я бы устроил уголок в стиле японского сада. Традиционный японский сад является олицетворением Вселенной. В нем обязательно должен быть ручей, журчащий по камешкам, дорожки и участок из гравия, украшенный камнями необычной формы. А еще – много цветущих деревьев: сакура, слива и обязательно глициния. Важно также подобрать красиво цветущие травянистые растения и мох.
Этот сад одарит  вас тем гармоничным пространством, в котором на вас снизойдут спокойствие и благодать. Вы восстановите душевное равновесие и снова будете рады встречам с друзьями и близкими.

№10
АЛЫЕ ПАРУСА

Творческое задание
 Напишите подробное изложение.
Расскажите Грэю и Ассоль о нашем времени и о себе в форме письма от школьника XXI века.

Здравствуйте, мои дорогие Ассоль и Грэй, милые люди прекрасного XIX века.
Вы знаете, для меня ваши имена – символичны. И если бы они принадлежали североамериканским индейцам, я бы перевела их так: Ассоль – «Преданная Мечте», Грэй – «Подаривший Чудо». Вы не могли не встретиться, как не могли не соединиться капельки утренней росы с лепестками распустившейся маргаритки, морская гладь с первыми лучами солнца, песня жаворонка с лазурным куполом неба.  И ваша любовь, я уверена,  никогда не сможет иссякнуть, преодолеет все трудности и мелочи, потому что она – настоящая.
А пишу вам я – школьница из совершенно другого, не похожего на ваш,  XXI века. Какой он – мой век?
Конечно, технически гораздо более развитый. Что там говорить о достижениях промышленности! Мой век – эпоха космических наук и компьютерных технологий, эпоха суперскоростей и нанооткрытий.
Но, мне кажется, что стремительность технического и технологического прогресса затормозила процесс прогресса духовного и душевного. А как иначе объяснить постигшие человечество войны, ядерную угрозу, терроризм, борьбу за мировое господство, непримиримые политические разногласия, экологические катастрофы, информационные сражения? В суете дней легко потерять собственное внутреннее «я», а там и не заметишь, как утратишь доверенную тебе планету.
Как быть? Может быть, к столь популярным сегодня качествам: активности, энергичности, интересу ко всему новому, прогрессивному – стоит добавить хорошо известные, но «подзабытые»? Внимание к слову и делу, душевность  к близким и незнакомым, чувство ответственности за свои поступки и мысли?
А еще мне очень хочется, чтобы мои ровесники не переставали мечтать. По-настоящему, несбыточно и высоко! Ведь мечта и преданность ей рождают благородство помыслов и поступков. А благородство и рыцарство – первый шаг на пути сотворения чуда.
И тогда, мои милые Ассоль и Грэй, я смогу назвать свой век не менее прекрасным, чем ваш. И буду спокойна за будущее этого прекрасного хрупкого мира!


Образцы подготовила Дьяченко Л.В., 
Донецкий многопрофильный лицей №1

Комментариев нет:

Отправить комментарий