Инновационные технологии на уроках
Крестики-нолики и «кроссенсы».
Автор: учитель истории и обществознания
МОБУ Бурейской СОШ №4 Амурской области
Кирпач Лариса Евдокимовна
Каждый учитель хочет сделать свои уроки интересными, незабываемыми и познавательными. Уходит в прошлое то время, когда уроки были однотипными, учитель рассказывал новую тему, ученики читали учебник и пересказывали его. Не всем это было интересно, а некоторые скучающие находили себе занятие: открывали тетрадь с конца, и, прячась от учителя, играли в крестики-нолики. Я стала задумываться, а как же можно использовать это занятие на уроках истории?
Изучала статьи, нетрадиционные формы коллегами-педагогами. Начала с истории древнего мира. В пятом классе по теме «Боги Древней Греции» в рабочих листах необходимо было ответить на 9 вопросов «да» или «Нет», в результате должен был получиться вот такой узор.
1.
Х
|
2.
0
|
3.
Х
|
4.
0
|
5.
Х
|
6.
0
|
7.
Х
|
8.
0
|
9.
Х
|
Вопросы:
1. Древнегреческие боги жили на Олимпе (да)
2. Богиню войны звали Афродита (нет)
3. Правда ли, что Зевс-повелитель всех богов? (да)
4. Апполон - бог виноградарства (нет)
5. Главное оружие Посейдона-трезубец (да)
6. Богиня Ника ходила в короткой одежде охотницы, очень метко стреляла (нет)
7. Гефест-бог кузнец, с которым никто не может сравниться, в искусстве ковать (да)
8. Гею изображали крылатой женщиной с лавровым венком или пальмовой ветвью, нередко на колеснице (нет)
9. Царство Аида полно ужасов (да)
Можно играть по парам. Два игрока по жеребьевке выбирают: кто будет `крестик` ставить, а кто `нолик`. Начинает тот, кто ставит `крестик`, он выбирает на поле клеточку, но прежде, чем поставить свой знак, он должен ответить на вопрос, соответствующий номеру клетки. Если он отвечает правильно, то имеет право поставить свой `крестик` в выбранную клетку поля. Если ответа на вопрос не последовало, то поле остается пустым. Затем ход переходит другому игроку. Второй игрок в свою очередь выбирает клетку и отвечает на вопрос, который зафиксирован под номером этой клетки, но при этом ставит свой знак `нолик`. Выигрывает тот, кому удалось поставить первым 3 одинаковых знаков в один ряд (можно по вертикали, по горизонтали или по диагонали).
В шестых классах использовала игру «Крестики-нолики» по теме «Древнерусские князья», по принципу игры-соревнования между командами. Ответили правильно-крестик, неправильно-нолик. Затем стала усложнять задания, составлять презентации.
Играть можно как с одним учеником, так и с группой. Правда во втором случае учитель по-очереди нажимает на гиперссылки, зачитывает вопросы, и не включает ответы, ученики на листочках пишут ответы (ответ на вопрос должен быть коротким: цифра или слово). Потом обмениваются листочками. Презентация прогоняется снова и уже `соперники` ставят крестики или нолики в ответах других. Все листочки затем сдаются учителю. В журнал выставляется оценка в соответствии с указанными критериями.
(Автор идеи-Светлана Геннадьевна Сомова, составленная презентация-моя)
(Автор идеи-Светлана Геннадьевна Сомова, составленная презентация-моя)
На мой взгляд, использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат.Их использование способствует повышению мотивации к изучению истории, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.).
В старших классах, одним из таких нетрадиционных методов, который можно применять на уроках истории я считаю метод «кроссенса».
Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Эта интересная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Мною изучен опыт педагогов - последователей, по данной теме: Недельской Олеси Сергеевны из Краснодара и Марины Никоарэ из Вологды. И вот что я узнала: Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука и жизнь", представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Кроссенс рекомендуется начитать читать сверху вниз и слева направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат в центре с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, - это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание - найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу, алгоритм создания головоломки.
Любую историческую фигуру или явление можно рассмотреть с нескольких сторон. Мы можем по-разному рассказать об Иване Грозном или Иосифе Сталине. Мы можем по-разному трактовать последние события, например, присоединение Крыма. А значение этого важного для России события будет зависеть от того, экономический, политический, социальный или культурный аспект мы рассматриваем. Каждая сторона нужна и важна, потому что только в комплексе получается целостность, только на пересечении всех смыслов, появляется новый смысл, как следующая ступень понимания.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы в истории, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, он позволяет оживить эту истории образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
Первый исторический кроссенс, который я предложила в 10 классе, был по теме «Дворцовые перевороты». Ученикам даётся задание определить тему кроссенса и найти связи между соседними картинками.
Ребята называют Эпоху дворцовых переворотов и правителей по очереди с верхней левой картинки по часовой стрелке – Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна, Иван VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II. Пётр Первый помещён в середину как способствовавший началу этой эпохи, создавший предпосылки для неё своей политикой и указом о порядке престолонаследия. Затем я стала придумывать свои кроссенсы по различной тематике...
И, наконец, ребята стали активно составлять свои шедевры.
Методика работы над кроссенсом.
При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:
1. определить тематику, общую идею;
2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;
3. найти связь между элементами, определить последовательность;
4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);
5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5й квадрат);
6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;
7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
8. заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;
9. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).
Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.
Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик обоснует свою версию.
Применение кроссенса в курсах истории имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:
· на стадии определения темы урока,
· для определения и постановки проблемы,
· для закрепления материала,
· как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,
· как творческое домашнее задание и т, д.
В зависимости от этого головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:
- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока);
- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему и цели урока);
- поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);
- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Вот пример кроссенса, который я предложила ребятам в качестве структуры урока «От Булавина до Пугачева»:
1. Причины восстаний;
2. Астраханское восстание;
3. Восстание Булавина;
4. Движения работных людей;
5. Восстание Е.И. Пугачева;
6. Пугачев на Урале и Поволжье;
7. Причины поражения восстаний
8. Дискуссия историков о характере социальных движений
В последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей, глобальные проблемы человечества и т.д. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание.
Кроссенс ученика ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение. С развитием информационных технологий такая работа доступна каждому ученику. Стоит только в поисковике Яндекс-картинки набрать нужное слово, и предоставляется огромное количество нужных иллюстраций. Останется только скопировать 9 образов и вставить в табличку. Сначала я ребятам даю алгоритм работы, затем они так увлекаются, что проявляют нестандартные головоломки и их решения.
Возможно, применять и метапредметные кроссенсы. Можно дать один и тот же кроссенс, чтобы ребята объяснили его с точки зрения истории, обществознания, права и экономики (я использую именно на этих предметах, так как преподаю эти предметы). Но на самом деле какой простор для творчества учителей! Ведь много образов в истории перекликается и с физикой, биологией, МХК и даже с иностранными языками! Созданные однажды, такие кроссенсы могут быть применимы не раз с различными целями. И создавать их одно удовольствие, ведь любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.
Таким образом, практика показывает, что воплощение идей сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся, самообразования и самоконтроля пробуждает познавательную активность ребят, ведет к результативному обучению.
В заключение отмечу, что составленные учениками кроссенсы должны «работать» (их можно предлагать одноклассникам или ученикам параллельного класса, а также в зависимости от содержания и числа слов младшим школьникам или старшим для повторения, включать в программу олимпиад и т.п.), а их авторов надо извещать об общественной пользе их труда (это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом); кроме того, учитывая сложность работы, следует высоко оценивать успехи ребят и обязательно поощрять.
Таким образом, можно сделать вывод, что система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий