четверг, 14 июня 2018 г.

Методическая копилка: изложение

              Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей.

     По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений:
повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием);
описательное (или с элементами описания);
изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения).

     
Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает порой и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности.
     Повествовательное, или сюжетное, изложение - наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях.
     Типичная погрешность повествований — неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание на то, как авторы-профессионалы обходятся без повторения слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Нужно иметь в виду определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так, передать смену действий, подчеркнуть их последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует отдать предпочтение. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия.
     Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них.
     Работа над изложением систематизируется, если ученик ответит для себя на следующие вопросы:
1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет не совсем  понятным?
2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?
4.Как автор относится к изображенным  персонажам?
5.Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?
    Сюжетное изложение дисциплинирует мысль ученика, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения.
     Описательное изложение - более сложный вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека ) и его признаков.
При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину. Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо представляем себе жизнь русского крестьянина в середине XIX века; знакомясь с описанием археологических находок, переносимся в ранний период истории древних славян; изучая тексты об архитектуре Кремля, Большого театра, старого здания Московского университета, многочисленных церковных храмов, мы получаем яркое впечатление о самобытном таланте русских архитекторов. Не упустить из поля зрения малейшие детали подобных описаний — одна из важнейших задач пишущих изложение.
Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:
1.Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?
2.Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
3.Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
4. Какие средства языка использованы?
    В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения.
     Последний вид - изложение-рассуждение.
     Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:
а) выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
б)  уточнение основной мысли высказывания;
в) построение рассуждений со сложной аргументацией;
г) отбор языковых средств;
д) воспроизведение текста от третьего лица;
е) построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.
   Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает  к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель  данного высказывания.
     Кратко или подробно нужно излагать текст?
   Если учащийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.
     Учителю следует знать, что учащийся вынужден писать кратко, если:
а) не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа;
б) обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста.
    На экзамене требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) - трех стандартных страницах.
Работа по обучению написанию изложений и  сочинений должна носить системный характер, быть связанной с жизнью и практикой. 
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения,аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление– обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
Третье направление - формирование умений и  навыков связного изложения мыслей.
Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Работа включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план, в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи, выделить слово, на которое падает логическое ударение). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
Формирование навыков устной и письменной речи необходимо  вести на уроке, после  уроков (внеклассная работа) и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
Главное внимание на  уроках следует  уделять работе с  текстами.
Целесообразно  использовать  следующие  виды работ:  диалог,  устный  и письменный рассказы, сочинения на основе личных впечатлений, устные дискуссии, языковые игры, творческие диктанты, пересказ художественного текста от лица героя и т.п.
Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

Комментариев нет:

Отправить комментарий