Республиканской
предметной олимпиады обучающихся
общеобразовательных
организаций Донецкой Народной
Республики
по литературе
в 2019 – 2020 учебном году
Согласно приказу
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.09.2019 № 1353 «Об организации проведения Республиканской
предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой
Народной Республики в 2019-2020 учебном году» муниципальный/межлицейский этап Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных
организаций Донецкой Народной
Республики по литературе состоится 30 ноября 2019 года (приложение 3).
·
В муниципальном/межлицейском этапе Республиканской олимпиады
обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по
литературе примут участие учащиеся
7-11-х классов – победители и призеры школьного/лицейского этапа
Республиканской олимпиады 2019-2020 учебного года;
·
победители и призеры школьного/лицейского
этапа Республиканской олимпиады предыдущего 2018-2019 учебного года;
·
победители и призеры
муниципального/межлицейского этапа Республиканской олимпиады предыдущего
2018-2019 учебного года, продолжающие обучение в общеобразовательных
организациях Донецкой Народной Республике.
Олимпиада проводится в соответствии с Условиями проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся
общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году (приложение
1 к приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
от 30.09. 2019 № 1353 «Об организации проведения Республиканской
предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой
Народной Республики в 2019-2020 учебном году»).
Тексты заданий
по литературе для муниципального этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики будут
размещены в день проведения олимпиады с
8.00 на сайте Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального
образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического
образования»: http://www.donippo.org/. Ответственные
за проведение муниципального этапа олимпиады в городах/районах в 8.00 получат на электронные адреса пароль для открытия пакета заданий
(консультации по номерам телефонов: 071-427-85-14 – Сергей Александрович, 071-334-86-34 – Юлия Павловна).
Вместе с текстами заданий будут предложены рекомендации для членов жюри по
проверке отдельных заданий.
Организационно-технологическая модель
проведения
муниципального/межлицейского этапов
Республиканской
предметной олимпиады обучающихся
общеобразовательных
организаций Донецкой Народной
Республики
по
литературе
Время
написания работы – 3 астрономических
часа (9.00-12.00) письменный тур
+ устный тур: конкурс выразительного чтения наизусть (участие является
обязательным; балл за выразительное чтение суммируется с баллом за письменную
работу).
График
проведения:
9.00 – 12.00 –
письменный тур
12.30 – 14.00
– устный тур
Тетради (или
чистые листы), в (на) которых выполняются работы, для муниципального этапа
должны содержать угловой штамп управления (отдела) образования Администрации
города/района; для межлицейского этапа – штамп ГОУ ДПО «ДонРИДПО»); страницы
должны быть пронумерованы, начиная с третьей, т.е. без обложки.
На листах для
черновиков также проставляется соответствующий штамп.
Задания
множатся и раздаются каждому участнику для выполнения.
Отсчёт
времени для выполнения работы начинается с момента получения участниками
заданий (после оформления обложки олимпиадной работы), но не позднее 9.00.
После
выполнения школьниками заданий работы и обложки шифруются представителем
оргкомитета. Далее обложки снимаются, а работы передаются на проверку членам
жюри.
За каждый вид
работы выставляются баллы согласно критериям. Пакет заданий рассчитан на учащихся 7-11-х классов
общеобразовательных организаций. В ходе выполнения работ учащимся не разрешается пользоваться словарями,
в том числе орфографическими, другой справочной литературой, текстами
художественных произведений, хрестоматиями, учебными пособиями,
вспомогательными таблицами и гаджетами.
В конце
работы выставляется сумма баллов, подписываются председатель жюри и члены
комиссии (не менее двух в каждой параллели). Подписи расшифровываются. Сумма
баллов переносится на первую страницу в сводную таблицу:
Количество баллов
за задания I-го
уровня
|
Итого
|
II-го уровня
|
Итого
|
III-го
уровня
|
Итого
|
IV-го
уровня
|
Общая сумма баллов
|
||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
7
|
8
|
|
9
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество
победителей и призёров олимпиады не
должно превышать 45% от общего числа участников по учебному предмету в
соотношении 1:2:3.
Дешифруются работы после их полной
проверки, при условии наличия всех подписей членов комиссии и председателя
жюри; баллы за каждый уровень заданий переносятся в протоколы, которые
подписывают председатель жюри, секретарь жюри, члены жюри (не менее двух).
Участник
олимпиады имеет право подать заявление в апелляционную комиссию в течение трех
рабочих дней с момента официального оглашения результатов Олимпиады. Предметом апелляции может быть только
объективность оценивания заданий. По вопросам содержания и формы заданий
олимпиады, критериев оценивания апелляции не принимаются и не рассматриваются! Заявление в произвольной форме подаётся
на имя председателя апелляционной комиссии. В заявлении учащийся должен указать
причину апелляции и конкретный вопрос, который является предметом апелляции.
Заявления от других лиц, в том числе от близких родственников и учителей, не
принимаются и не рассматриваются! Участник олимпиады имеет право ознакомиться
со своей работой в присутствии представителей жюри и оргкомитета. Во время
ознакомления с работой запрещается
делать пометки, записи, исправления в проверенной работе, выносить её из
комнаты, где проводится апелляция.
Подчёркиваем,
что участниками данной процедуры являются только апеллянт и члены апелляционной
комиссии. Другие лица, в том числе близкие родственники и учителя, не могут
принимать участия в апелляции.
Отчёты о проведении лицейского этапа олимпиады по
литературе с указанием количества
участников по классам, протоколы
результатов олимпиады (Приложение 1) и заявки
от общеобразовательных организаций,
подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики
и другим Министерствам, на участие в межлицейском этапе просим прислать в оргкомитет не позднее чем за
10 дней до начала межлицейского этапа на
электронный адрес olimpiada.don@gmail.com
(центр анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ
ДПО «Донецкий РИДПО») и rusolimp2015@gmail.com (отдел русского языка и литературы ГОУ
ДПО «Донецкий РИДПО») (в формате word). После
указанного срока заявки приниматься не будут.
Отчеты о проведении муниципального этапа
Республиканской олимпиады, протоколы
результатов предметных олимпиад и заявки на участие в заключительном этапе
Республиканской олимпиады необходимо прислать на электронные адреса: olimpiada.don@gmail.com и rusolimp2015@gmail.com
(отдел русского языка и литературы ГОУ
ДПО «Донецкий РИДПО»)
(в формате word) не
позднее 10 дней после проведения
соответствующей предметной Республиканской олимпиады.
Вместе с заявками и отчётами (в
бумажном виде) необходимо предоставить
в отдел русского языка и литературы (ул. Артёма, 129А, каб. 401) работы победителей и призёров (но не менее
1 лучшей работы в параллели).
Победители
заключительного этапа Республиканской олимпиады по литературе 2018-2019
учебного года (участники, получившие диплом первой степени) могут принимать участие непосредственно в заключительном этапе Республиканской олимпиады
2019-2020 уч. года (см. приложение 1 к приказу
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.09. 2019 № 1353 «Об организации проведения Республиканской
предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой
Народной Республики в 2019-2020 учебном году»).
Участникам
олимпиады по литературе будет предложено выполнить задания четырёх уровней сложности.
Первый
уровень заданий – респонсивно-репродуктивный:
на проверку знаний по истории и теории литературы (задания по курсу литературы
за текущий и предыдущие годы обучения, задания на общую культуру, уровень
читательской компетенции, задания культурологической направленности, в том
числе на работу с репродукциями и иллюстрациями).
Второй
– репродуктивно-конструкторский: на
проверку уровня предметных компетенций учащихся; уровня сформированности
универсальных учебных действий; умения выполнять анализ текста, а также решать
литературные задачи. Рекомендуем повторить произведения из списков для
заучивания наизусть, для внеклассного и семейного чтения, литературы родного
края.
Третий
– творческий: написание
сочинения объёмом от 0,75 до 1,5 страницы (обязательным условием является
демонстрация круга чтения и культуры чтения), где проверяется уровень
литературной компетенции и общей культуры, умение писать творческую работу,
способность учащегося к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию
(сотворчество); уровень усвоения необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, сформированности аналитических интерпретационных
умений, литературно-художественного и литературно-критического творчества;
уровень подготовленности к самостоятельному общению с искусством слова. Учащимся будет предложено написать сочинение в определённом жанре (например, дневника, экскурсии, альманаха,
эссе и т.д.).
Четвёртый
уровень
– выразительное чтение наизусть лирического произведения или отрывка их
прозаического (драматического) текста по выбору участника олимпиады, где
обязательным является знание автора и названия произведения; учащемуся
предлагается объяснить выбор текста для
чтения наизусть (2-3 предложения).
Учащиеся
7-11-х классов, выполняя задания, должны показать уровень овладения системой
учебных действий (универсальных и специфических для предмета «Литература»).
Напоминаем о том, что Примерная
программа по литературе* для каждого класса заканчивается основными
требованиями к знаниям и умениям учащихся
и требования к результатам
освоения курса «Литература» (по программам основного общего и среднего общего
образования) (приложение 1); в
Программу включены Критерии оценивания учебных достижений учащихся по
литературе (приложение 2).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Общее (максимальное) количество баллов – 100.
1-й уровень: 4-6 заданий – 30
баллов.
2-й уровень: два задания – 30
баллов.
3-й уровень: одно задание – 30 баллов (15 баллов – содержание, 15
баллов – языковое оформление).
4-й уровень: выразительное чтение художественных произведений наизусть – 10
баллов.
Уважаемые
коллеги! Обратите внимание на общую культуру выполнения работы участниками, на
полноту ответа! В каждом задании первого и второго уровней снижается общий балл на 1-2 (в
зависимости от количества ошибок), если в работе допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические и
др. виды ошибок.
Содержание творческой работы
|
||
Соответствие теме, стилю, жанру
|
Работа соответствует
предложенной теме, выбранному стилю и жанру
|
3
|
Композиционная оформленность
|
Работа характеризуется
композиционной оформленностью: наличием вступления, основной части и
заключения. Работа характеризуется композиционной стройностью, логичностью,
ясностью изложения
|
3
|
Полнота раскрытия
|
Работа характеризуется полнотой
раскрытия темы: вводится 3-4 микротемы, используется 2-3 примера из
художественной литературы
|
4
|
Максимальное количество баллов за содержание
|
10
|
|
Речевое оформление творческой работы
|
||
Смысловая цельность, речевая связность, последовательность
изложения
|
Работа характеризуется
смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения,
отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста
|
3
|
Точность и выразительность речи
|
Работа характеризуется
точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи
|
2
|
Максимальное количество баллов за речевое оформление
|
5
|
|
За содержание работы
|
15
|
|
Грамотность
|
||
Соблюдение орфографических норм
|
В работе нет орфографических
ошибок
|
6
|
Соблюдение пунктуационных норм
|
В работе нет пунктуационных
ошибок
|
4
|
Соблюдение языковых норм
|
В работе нет грамматических
ошибок
|
3
|
Соблюдение речевых норм
|
В работе нет ошибок в речи
|
2
|
Максимальное количество балов за грамотность
|
15
|
|
Максимальное количество балов за творческую работу
|
30
|
Вариант критериев оценивания эссе
Композиционная организация эссе
|
1,5
|
Чёткая логика изложения
|
1,5
|
Смысловая цельность, речевая связность,
доказательность, уместность примеров
|
2
|
Точность, выразительность, богатство языка,
индивидуальность стиля
|
2
|
Определение переживания и основной идеи стихотворения
|
2
|
Анализ образных, лексических, интонационных,
мелодических и синтаксических средств, использованных поэтом для создания
настроения и реализации идеи стихотворения
|
3
|
Определение движения лирического сюжета
|
2
|
Упоминание других произведений писателя
|
1
|
Содержание
|
15
|
Грамотность
(орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая)
|
6+4+3
+2 =15
|
Всего
|
30
|
Критерии
оценивания сочинения-эссе по каждому классу будут даны вместе с заданиями.
Чтение наизусть художественного
произведения (или отрывка) должно
быть заслушано очно.
Критерии
оценивания выразительного чтения (наизусть)
№ пп
|
Критерии
|
Кол-во баллов
|
I.
|
Общая техника речи участника:
-
дыхание
-
сила голоса (диапазон)
-
тон (диапазон)
-
дикция
-
соблюдение орфоэпических норм
|
5
|
II.
|
Интонирование чтения:
-
громкость (адекватность содержанию)
-
соблюдение логических и психологических пауз
-
логические ударения
-
темпоритм
-
мелодика (движение голоса по звукам)
-
выбор эмоционального тона
-
тембровая окраска
|
3,5
|
III.
|
Невербальные средства выразительности:
-
жесты
-
мимика
-
поза
|
1,5
|
|
Всего баллов
|
10
|
С
целью организации качественной подготовки участников к выполнению заданий муниципального/межлицейского
этапов Республиканской
предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных
организаций
Донецкой Народной Республики по литературе рекомендуем использовать образцы заданий разного формата, размещённые на
сайте отдела русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» http://kabruss.blogspot.com/
Задания, литературные задачи и др. размещены в следующих разделах:
«Олимпиады», «Для юных филологов», «Литература».
Титульная
страница тетрадей или листов, заранее проштампованных, подписываются следующим
образом:
Штамп
Дата проведения
30 ноября 2019 г.
Работа
участника(цы)
муниципального/межлицейского этапа
Республиканской
предметной олимпиады по литературе
_______________________________,
(ФИО
участника в родительном падеже)
учащегося(йся)
____ класса
______________________________
(полное
название общеобразовательной организации
в
родительном падеже)
Учитель
____________________________(ФИО полностью)
(на последней
строке листа)
С целью
мотивации участия школьников в Республиканской олимпиаде по литературе рекомендуем по желанию учащихся выставить
оценки за выполнение олимпиадных заданий в журнал.
Примерная
сетка перевода баллов в отметки по 5-балльной шкале:
Количество баллов, полученных
за выполненную работу
|
Отметка
|
Вербальная оценка
|
100 – 70 баллов
|
5
|
отлично
|
69 – 50 баллов
|
4
|
хорошо
|
Межлицейский этап Республиканской
олимпиады будет проходить на базе ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт
дополнительного педагогического образования» (г. Донецк, ул. Артёма,
129 А).
В
течение 30 ноября 2019 г. отдел русского языка и литературы ГОУ ДПО
«Донецкий РИДПО» (rusolimp2015@gmail.com)
принимает краткую информацию о
том, как прошла олимпиада в городах и районах, и 1 фотографию или коллаж. Информация
будет размещена на сайте отдела, а также станет частью обобщённого материала
для сайта ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» и сайта Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики.
С
целью самопроверки и самооценки, а также составления дорожных карт,
индивидуальных образовательных маршрутов и программ самообразования на блоге
отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО (после предоставления всех
работ победителей муниципального/межлицейского этапа, проведения апелляций) будут размещены варианты ответов на
задания муниципального/межлицейского этапа Республиканской предметной
олимпиады обучающихся общеобразовательных
организаций
Донецкой Народной Республики по литературе.
Консультации
можно получить по номеру телефона +071-3064224 – Мельникова Лариса Васильевна, заведующий отделом русского языка и
литературы Донецкого РИДПО.
Консультации
по вопросам подготовки отчетов и заявок можно получить по номеру телефона: 071-39-16-412
- Зеленская Оксана Юрьевна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий