вторник, 26 ноября 2019 г.

Рекомендации к проведению муниципального/межлицейского этапа



Республиканской предметной олимпиады обучающихся
общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики
по литературе
в 2019 – 2020 учебном году

Согласно приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.09.2019 № 1353 «Об организации проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» муниципальный/межлицейский этап Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе состоится 30 ноября 2019 года (приложение 3).


·         В муниципальном/межлицейском этапе Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе примут участие учащиеся 7-11-х классов – победители и призеры школьного/лицейского этапа Республиканской олимпиады 2019-2020 учебного года;
·         победители и призеры школьного/лицейского этапа Республиканской олимпиады предыдущего 2018-2019 учебного года;
·           победители и призеры муниципального/межлицейского этапа Республиканской олимпиады предыдущего 2018-2019 учебного года, продолжающие обучение в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республике.
Олимпиада проводится в соответствии с Условиями проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году (приложение 1 к приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.09. 20191353 «Об организации проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»).
Тексты заданий по литературе для муниципального этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики будут размещены в день проведения олимпиады с 8.00 на сайте Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»: http://www.donippo.org/. Ответственные за проведение муниципального этапа олимпиады в городах/районах в 8.00 получат на электронные адреса пароль для открытия пакета заданий (консультации по номерам телефонов: 071-427-85-14 – Сергей Александрович, 071-334-86-34 – Юлия Павловна).
Вместе с текстами заданий будут предложены рекомендации для членов жюри по проверке отдельных заданий.

Организационно-технологическая модель проведения
муниципального/межлицейского этапов
Республиканской предметной олимпиады обучающихся
общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики
по литературе
Время написания работы – 3 астрономических часа (9.00-12.00) письменный тур + устный тур: конкурс выразительного чтения наизусть (участие является обязательным; балл за выразительное чтение суммируется с баллом за письменную работу).
График проведения:
9.00 – 12.00 – письменный тур
12.30 – 14.00 – устный тур
Тетради (или чистые листы), в (на) которых выполняются работы, для муниципального этапа должны содержать угловой штамп управления (отдела) образования Администрации города/района; для межлицейского этапа – штамп ГОУ ДПО «ДонРИДПО»); страницы должны быть пронумерованы, начиная с третьей, т.е. без обложки.
На листах для черновиков также проставляется соответствующий штамп.
Задания множатся и раздаются каждому участнику для выполнения.
Отсчёт времени для выполнения работы начинается с момента получения участниками заданий (после оформления обложки олимпиадной работы), но не позднее 9.00.
После выполнения школьниками заданий работы и обложки шифруются представителем оргкомитета. Далее обложки снимаются, а работы передаются на проверку членам жюри.
За каждый вид работы выставляются баллы согласно критериям. Пакет заданий рассчитан на учащихся 7-11-х классов общеобразовательных организаций. В ходе выполнения работ учащимся не разрешается пользоваться словарями, в том числе орфографическими, другой справочной литературой, текстами художественных произведений, хрестоматиями, учебными пособиями, вспомогательными таблицами и гаджетами.
В конце работы выставляется сумма баллов, подписываются председатель жюри и члены комиссии (не менее двух в каждой параллели). Подписи расшифровываются. Сумма баллов переносится на первую страницу в сводную таблицу:
Количество баллов
за задания I-го уровня
Итого
II-го уровня
Итого
III-го
уровня
Итого
IV-го
уровня
Общая сумма баллов
1
2
3
4
5
6

7
8

9

10
















Количество победителей и призёров олимпиады не должно превышать 45% от общего числа участников по учебному предмету в соотношении 1:2:3.
Дешифруются работы после их полной проверки, при условии наличия всех подписей членов комиссии и председателя жюри; баллы за каждый уровень заданий переносятся в протоколы, которые подписывают председатель жюри, секретарь жюри, члены жюри (не менее двух).
Участник олимпиады имеет право подать заявление в апелляционную комиссию в течение трех рабочих дней с момента официального оглашения результатов Олимпиады. Предметом апелляции может быть только объективность оценивания заданий. По вопросам содержания и формы заданий олимпиады, критериев оценивания апелляции не принимаются и не рассматриваются! Заявление в произвольной форме подаётся на имя председателя апелляционной комиссии. В заявлении учащийся должен указать причину апелляции и конкретный вопрос, который является предметом апелляции. Заявления от других лиц, в том числе от близких родственников и учителей, не принимаются и не рассматриваются! Участник олимпиады имеет право ознакомиться со своей работой в присутствии представителей жюри и оргкомитета. Во время ознакомления с работой запрещается делать пометки, записи, исправления в проверенной работе, выносить её из комнаты, где проводится апелляция.
Подчёркиваем, что участниками данной процедуры являются только апеллянт и члены апелляционной комиссии. Другие лица, в том числе близкие родственники и учителя, не могут принимать участия в апелляции.
Отчёты о проведении лицейского этапа олимпиады по литературе с указанием количества участников по классам, протоколы результатов олимпиады (Приложение 1) и заявки от общеобразовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики и другим Министерствам, на участие в межлицейском этапе просим прислать в оргкомитет не позднее чем  за  10  дней  до начала межлицейского этапа на электронный адрес olimpiada.don@gmail.com (центр анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО») и rusolimp2015@gmail.com  (отдел русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО») (в формате word). После указанного срока заявки приниматься не будут.
Отчеты о проведении  муниципального  этапа  Республиканской олимпиады, протоколы результатов предметных олимпиад и заявки на участие в заключительном этапе Республиканской олимпиады необходимо прислать на электронные адреса: olimpiada.don@gmail.com и rusolimp2015@gmail.com  (отдел русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО») (в формате word) не позднее 10 дней после проведения  соответствующей  предметной  Республиканской  олимпиады.
Вместе с заявками и отчётами (в бумажном виде) необходимо предоставить в отдел русского языка и литературы (ул. Артёма, 129А, каб. 401) работы победителей и призёров (но не менее 1 лучшей работы в параллели).
Победители заключительного этапа Республиканской олимпиады по литературе 2018-2019 учебного года (участники, получившие диплом первой степени) могут принимать участие непосредственно в заключительном этапе Республиканской олимпиады 2019-2020 уч. года (см. приложение 1 к приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.09. 20191353 «Об организации проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»).
Участникам олимпиады по литературе будет предложено выполнить задания четырёх уровней сложности.
Первый уровень заданийреспонсивно-репродуктивный: на проверку знаний по истории и теории литературы (задания по курсу литературы за текущий и предыдущие годы обучения, задания на общую культуру, уровень читательской компетенции, задания культурологической направленности, в том числе на работу с репродукциями и иллюстрациями).
Второйрепродуктивно-конструкторский: на проверку уровня предметных компетенций учащихся; уровня сформированности универсальных учебных действий; умения выполнять анализ текста, а также решать литературные задачи. Рекомендуем повторить произведения из списков для заучивания наизусть, для внеклассного и семейного чтения, литературы родного края.
Третий творческий: написание сочинения объёмом от 0,75 до 1,5 страницы (обязательным условием является демонстрация круга чтения и культуры чтения), где проверяется уровень литературной компетенции и общей культуры, умение писать творческую работу, способность учащегося к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество); уровень усвоения необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, сформированности аналитических интерпретационных умений, литературно-художественного и литературно-критического творчества; уровень подготовленности к самостоятельному общению с искусством слова. Учащимся будет предложено написать сочинение в определённом жанре (например, дневника, экскурсии, альманаха, эссе и т.д.).
Четвёртый уровень – выразительное чтение наизусть лирического произведения или отрывка их прозаического (драматического) текста по выбору участника олимпиады, где обязательным является знание автора и названия произведения; учащемуся предлагается объяснить выбор текста для чтения наизусть (2-3 предложения).
Учащиеся 7-11-х классов, выполняя задания, должны показать уровень овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для предмета «Литература»).
Напоминаем о том, что Примерная программа по литературе* для каждого класса заканчивается основными требованиями к знаниям и умениям учащихся и требования к результатам освоения курса «Литература» (по программам основного общего и среднего общего образования) (приложение 1); в Программу включены Критерии оценивания учебных достижений учащихся по литературе (приложение 2).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Общее (максимальное) количество баллов – 100.

1-й уровень: 4-6 заданий – 30 баллов.
2-й уровень: два задания – 30 баллов.
3-й уровень: одно задание – 30 баллов (15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление).
4-й уровень: выразительное чтение художественных произведений наизусть10 баллов.
Уважаемые коллеги! Обратите внимание на общую культуру выполнения работы участниками, на полноту ответа! В каждом задании первого и второго уровней снижается общий балл на 1-2 (в зависимости от количества ошибок), если в работе допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические и др. виды ошибок.
Содержание творческой работы
Соответствие теме, стилю, жанру
Работа соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру
3
Композиционная оформленность
Работа характеризуется композиционной оформленностью: наличием вступления, основной части и заключения. Работа характеризуется композиционной стройностью, логичностью, ясностью изложения
3
Полнота раскрытия
Работа характеризуется полнотой раскрытия темы: вводится 3-4 микротемы, используется 2-3 примера из художественной литературы
4
Максимальное количество баллов за содержание
10
Речевое оформление творческой работы
Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста
3
Точность и выразительность речи
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи
2
Максимальное количество баллов за речевое оформление
5
За содержание работы
15
Грамотность
Соблюдение орфографических норм
В работе нет орфографических ошибок
6
Соблюдение пунктуационных норм
В работе нет пунктуационных ошибок
4
Соблюдение языковых норм
В работе нет грамматических ошибок
3
Соблюдение речевых норм
В работе нет ошибок в речи
2
Максимальное количество балов за грамотность
15
Максимальное количество балов за творческую работу
30
Вариант критериев оценивания эссе
Композиционная организация эссе
1,5
Чёткая логика изложения
1,5
Смысловая цельность, речевая связность, доказательность, уместность примеров
2
Точность, выразительность, богатство языка, индивидуальность стиля
2
Определение переживания и основной идеи стихотворения
2
Анализ образных, лексических, интонационных, мелодических и синтаксических средств, использованных поэтом для создания настроения и реализации идеи стихотворения
3
Определение движения лирического сюжета
2
Упоминание других произведений писателя
1
Содержание
15
Грамотность (орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая)
6+4+3 +2 =15
Всего
30
            Критерии оценивания сочинения-эссе по каждому классу будут даны вместе с заданиями.
Чтение наизусть художественного произведения (или отрывка) должно быть заслушано очно.

Критерии оценивания выразительного чтения (наизусть)
№ пп
Критерии
Кол-во баллов
I.
Общая техника речи участника:
-   дыхание
-   сила голоса (диапазон)
-   тон (диапазон)
-   дикция
-   соблюдение орфоэпических норм
5
II.
Интонирование чтения:
-                    громкость (адекватность содержанию)
-                    соблюдение логических и психологических пауз
-                    логические ударения
-                    темпоритм
-                    мелодика (движение голоса по звукам)
-                    выбор эмоционального тона
-                    тембровая окраска
3,5
III.
Невербальные средства выразительности:
-          жесты
-          мимика
-          поза
1,5

Всего баллов
10

С целью организации качественной подготовки участников к выполнению заданий муниципального/межлицейского этапов Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе рекомендуем использовать образцы заданий разного формата, размещённые на сайте отдела русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» http://kabruss.blogspot.com/ Задания, литературные задачи и др. размещены в следующих разделах: «Олимпиады», «Для юных филологов», «Литература».
Титульная страница тетрадей или листов, заранее проштампованных, подписываются следующим образом:
Штамп
Дата проведения
30 ноября 2019 г.
Работа
участника(цы) муниципального/межлицейского этапа
Республиканской предметной олимпиады по литературе
_______________________________,
(ФИО участника в родительном падеже)

учащегося(йся) ____ класса
______________________________
(полное название общеобразовательной организации
в родительном падеже)
Учитель ____________________________(ФИО полностью)
(на последней строке листа)
С целью мотивации участия школьников в Республиканской олимпиаде по литературе рекомендуем по желанию учащихся выставить оценки за выполнение олимпиадных заданий в журнал.
Примерная сетка перевода баллов в отметки по 5-балльной шкале:
Количество баллов, полученных за выполненную работу
Отметка
Вербальная оценка
100 – 70 баллов
5
отлично
69 – 50 баллов
4
хорошо
Межлицейский этап Республиканской олимпиады будет проходить на базе ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» (г. Донецк, ул. Артёма, 129 А).
В течение 30 ноября 2019 г. отдел русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (rusolimp2015@gmail.com) принимает краткую информацию о том, как прошла олимпиада в городах и районах, и 1 фотографию или коллаж. Информация будет размещена на сайте отдела, а также станет частью обобщённого материала для сайта ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» и сайта Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
С целью самопроверки и самооценки, а также составления дорожных карт, индивидуальных образовательных маршрутов и программ самообразования на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО (после предоставления всех работ победителей муниципального/межлицейского этапа, проведения апелляций) будут размещены варианты ответов на задания муниципального/межлицейского этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе.
Консультации можно получить по номеру телефона +071-3064224 – Мельникова Лариса Васильевна, заведующий отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПО.
Консультации по вопросам подготовки отчетов и заявок можно получить по номеру телефона: 071-39-16-412 - Зеленская Оксана Юрьевна.



Комментариев нет:

Отправить комментарий